ФАС обязала «Яндекс» прекратить давать своим сервисам преимущество в поиске
Фото: АГН Москва
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязала компанию «Яндекс» прекратить предоставлять собственным сервисам преимущества в поисковике, занижая таким образом позиции других компаний в выдаче. Об этом сообщается на сайте ведомства.
По мнению ФАС, действия компании на рынке поиска в интернете содержат признаки злоупотребления доминирующим положением. «Яндекс» предоставляет свои сервисам преимущества при показе в поисковой выдаче, что приводит к созданию дискриминационных условий, говорится в сообщении.
«[Прекратить] предоставление сервисам лиц, входящим в группу лиц ООО «Яндекс» (в том числе «Яндекс.Вертикали», «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Медиасервисы», «Кинопоиск») преимущественных возможностей, в том числе технических, визуальных и иных по продвижению (привлечению внимания пользователей) в поисковой системе «Яндекс» с помощью интерактивных ответов и (или) иных применимых функций и технологий, демонстрируемых на страницах поисковой выдачи, функционал которых недоступен или ограниченно доступен лицам, не входящим с ООО «Яндекс» в одну группу лиц», — говорится в решении ведомства.
Также служба обязала компанию опубликовать условия доступа сервисов к инструментам продвижения в поиске, обеспечить равный доступ к ним для всех участников рынка. На все это дается месяц с даты получения предупреждения. В случае невыполнения предписания в срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС должна будет принять решение о возбуждении дела по нарушению антимонопольного законодательства, говорится в документе.
В августе 2020 года онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», Tutu.ru, Drom.ru, 2ГИС и Zoon пожаловались в ФАС на злоупотребление «Яндексом» доминирующим положением. Компании были недовольны так называемыми «колдунщиками» — специальными виджетами поисковой системы, которые, как правило, выводятся выше других результатов поиска и позволяют пользователям искать билеты, объявления, фильмы и другие данные без перехода на отдельную страницу. Авторы жалобы посчитали, что попасть в эти виджеты могут только сервисы «Яндекса», а сам инструмент уводит пользователя на ресурсы компании.
В «Яндексе» в ответ на решение ФАС заявили ТАСС, что исполнение всех ее требований к инструментам поисковой выдачи ухудшит качество поиска для пользователей.
«Некоторые требования предписания уже реализованы в поиске, однако отдельные важные его части мы считаем неправильными. Исполнение всех перечисленных требований ухудшит качество поиска для пользователя, а значит - положение поиска «Яндекса» на рынке по сравнению с конкурентами», — заявили в компании.
В «Яндексе» добавили, что специальные «ответы» сервисов используются по всему миру во всех поисковиках и платформах, в том числе в маркетплейсах. Без них качество поиска для пользователя ухудшается, отметили в компании, подчеркнув, что предписание несправедливо, потому что выдано только одному участнику рынка поисковиков.
Также в IT-компании заверили, что никакой сервис «Яндекса» или любой другой компании не имеет приоритетов в выдаче, а показ результатов поиска основан на конкретной и прозрачной метрике полезности для пользователя. Сейчас интерактивные ответы в поисковике «Яндекса» показываются для более чем 70 тысяч сайтов, среди которых интернет-магазины, новостные страницы и т. д., пояснили в компании.