Все о пенсиях в России

два дня назадМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

01.11.2024Парламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

ФАС может начать контролировать работу маркетплейсов

Такой законопроект внесли в Госдуму сенатор Андрей Кутепов и депутат Владимир Гутенев

05.03.2024 10:54

Автор: Андрей Кузьменко

Законопроект: № 568223-8

ФАС может начать контролировать работу маркетплейсов
  © Алексей Майшев / РИА Новости

Федеральную антимонопольную службу хотят наделить полномочиями контролировать работу маркетплейсов. Такой законопроект 5 марта внесли в Госдуму председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава думского Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

Они разработали проект нового федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации». По данным Минпромторга, за последние пять лет оборот маркетплейсов вырос в пять раз: их доля в общем объеме интернет-торговли по состоянию на июнь 2023 года превысила 50%. Вместе с тем, отмечается в пояснительной записке, недобросовестное поведение владельцев онлайн-платформ может негативно влиять на деятельность продавцов и пунктов выдачи заказов и способствовать монополизации рынка.

В настоящее время, констатировали парламентарии, отсутствуют законодательные нормы, регулирующие права и обязанности владельцев маркетплейсов, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. В итоге у агрегаторов появляется неограниченная возможность одностороннего изменения условий работы. Документ вводит гарантии защиты прав и законных интересов участников оборота и позволяет обеспечить прозрачность и подконтрольность работы маркетплейсов.

В МВД разъяснили, когда нужна отметка о гражданстве в свидетельстве о рождении ребенка

Законопроект устанавливает требования к договорам между маркетплейсами, продавцами и владельцами пунктов выдачи, одно из которых - явное и понятное изложение условий сотрудничества. Для участников рынка, совершающих более 20% от общего объема сделок, предусматриваются специальные требования. Такие маркетплейсы подвергаются более существенным ограничениям, чтобы избежать монополизации. Площадкам предлагается запретить включать в договор условия об отказе от конкуренции и о ценовом паритете, а также навязывать поставщикам невыгодные услуги. Маркетплейсам, занимающим значимое положение на рынке, хотят запретить взимать плату за возврат товара и любые суммы и компенсации, кроме стоимости самих заказов и ответственности за нарушения обязательств по договору. Согласно документу, совокупная стоимость всех услуг агрегатора не может превышать 10% от общей стоимости товара.

Согласно законопроекту, в тех случаях, когда маркетплейс является продавцом собственного товара, распространяется требования законодательства о защите прав потребителей. «Это значит, что потребитель может предъявить все предусмотренные законодательством требования маркетплейсу», — сказал Андрей Кутепов.

По замыслу законодателей, регулировать отношения в сфере маркетплейсов будет ФАС России. В случае принятия закона он вступит в силу с 1 марта 2025 года.

Инициативу коллег полностью поддержал первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов. По его словам, маркетплейсы прочно вошли в жизнь россиян, но их работа недостаточно урегулирована с точки зрения законодательства. Необходимо четко определить, к какой сфере относятся агрегаторы — к торговле или услугам, подчеркнул сенатор в комментарии «Парламентской газете».

Главным вопросом является безопасность, отметил он, а также исключение контрафакта и некачественной продукции с площадок. Внесенный законопроект, по мнению Абрамова, может стать не последним. «Возможно, стоит подумать над отдельным законом о торговле через интернет, чтобы учесть интересы всех игроков этого рынка: продавцов и покупателей, владельцев пунктов выдачи заказов и курьеров», — предложил парламентарий.

Ранее Андрей Кутепов предложил обязать маркетплейсы обеспечивать безопасность вложений и не допускать пересылку запрещенных веществ и предметов, а также идентифицировать их получателей. Кроме того, владельцы агрегаторов должны хранить сведения о движении товара, чтобы предоставить их при необходимости, следует из документа.

Читайте также:

• Финансовые маркетплейсы смогут сами тестировать инвесторов • Госдума приняла закон о расчетах в ЦФА во внешней торговле