Евгений Бушмин: Бюджет демонстрирует оптимистичные тенденции
Главный финансовый документ страны на текущий год скорректирован, прогнозы социально-экономического развития страны на ближайшие годы вселяют оптимизм
На чем он основан? Что влияет на наметившийся рост экономики и что следует предпринять для выравнивания межбюджетных отношений? Об этом наш корреспондент беседует с заместителем председателя Совета Федерации Евгением Бушминым.
- Евгений Викторович, Минфин в поправках к федеральному бюджету на 2017 и плановый период 2018-2019 годов привел такие данные: прирост доходов составил около 1 триллиона 200 миллиардов рублей, причем свыше 400 миллиардов поступило из нефтегазового сектора. Однако, как отмечают эксперты, дополнительные ресурсы получены преимущественно за счет экстенсивно-административных факторов. Устойчивость бюджета по-прежнему зависит от мировой валютно-сырьевой конъюнктуры. Можно ли, на ваш взгляд, изменить ситуацию и преодолеть эту зависимость?
- Конечно, следует согласиться с тем, что мировая валютно-сырьевая конъюнктура оказывает влияние на устойчивость нашего бюджета. Только в этом году 15-процентное снижение цены на нефть может замедлить рост нашей экономики до 1 процента или, наоборот, увеличить его до 1,6 процента, если нефть подорожает на те же 15 процентов.
Вместе с тем оценка изменений прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, представленная в поправках к бюджету, свидетельствует о позитивных процессах в нашей экономике. Скажу больше: возможно, наметился фундаментальный переход от спада к экономическому росту. Минэкономразвития ожидает в 2017 году увеличения ВВП на 2 процента за счет роста валовой добавленной стоимости (ВДС) в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, в распределении электроэнергии, газа и воды, а также в строительстве, в оптовой и розничной торговле, в сфере транспорта и связи.
По этому показателю некоторое замедление прогнозируется в сельском хозяйстве — до 0,9 процента против 3,6 процента в 2016 году, но это связано с ожиданиями худшего урожая из-за погодных условий.
- В Совете Федерации неоднократно говорили о том, что можно повысить доходы, если провести инвентаризацию федеральных и региональных обязательств, а также классифицировать и проанализировать эффективность региональных налогов. Ваше мнение на этот счет?
- Сложившаяся в результате многолетних преобразований предельно сложная и нестабильная модель разграничения полномочий между уровнями публичной власти негативно сказывается на потенциале субъектов Федерации и муниципальных образований. А это, в свою очередь, не может не сдерживать социально-экономическое развитие страны.
Минфином проведена оценка расходных обязательств регионов, и соответствующие данные в материалах к проекту закона о федеральном бюджете ведомство предоставило.
Однако инвентаризация полномочий и обеспечивающих их бюджетных ресурсов должна проходить в постоянном режиме, на базе современных программных средств, для чего, возможно, потребуется дополнительное нормативное регулирование.
Речь, например, о создании Единого реестра полномочий (ЕРП) в сети Интернет. Такой реестр поможет обеспечить полноту, актуальность и доступность информации о реализации полномочий органов публичной власти всех уровней для всех категорий потребителей. Дополнив уже существующие государственные информационные проекты, ЕРП завершит этап формирования системы, позволяющей управлять развитием регионов. И тогда можно сделать следующий шаг — разработать федеральную информационную систему по мониторингу совокупности расходных полномочий, осуществление которых возложено на субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления.
- Хотелось бы коснуться темы акцизов на алкоголь и табак, которые неуклонно повышаются. Как вы считаете, не целесообразнее ли вывести из тени нелегальный оборот этой продукции?
- Доходы от акцизов на табачную продукцию составляют значительную часть поступлений в федеральный бюджет — около 70 процентов от общей суммы сбора с акцизов. Однако верно и то, что с каждым годом увеличивается рынок нелегальной табачной продукции, который, по оценкам экспертов, уже составляет около 50 процентов. Сейчас каждая восьмая торговая точка реализует незаконно произведенные или ввезенные сигареты и папиросы. Здесь, безусловно, необходимы меры по декриминализации рынка табака, в частности нужно повысить заинтересованность регионов в легальном обороте табачной продукции.
Аналогичная ситуация складывается на алкогольном рынке. Она усугублена тем, что существовавший порядок зачисления доходов от акцизов на крепкую алкогольную продукцию по месту ее производства привел к возникновению такого явления, как региональный протекционизм. То есть местные власти поддерживают «своих» производителей алкоголя, предоставляя им дополнительные гарантии и преимущества, вплоть до компенсации сумм акциза за счет региональных бюджетов. Нередки случаи, когда на местах создают искусственные препятствия для доступа на рынок субъекта продукции производителей других регионов.
Чтобы изменить ситуацию на рынке табака и крепкого алкоголя, в Совете Федерации подготовлен ряд законодательных инициатив. Например, изменения в Бюджетный кодекс, которые предусматривают с 2018 года снижение норматива зачисления в федеральный бюджет доходов от акцизов на табачную продукцию со 100 до 85 процентов с одновременным установлением норматива зачисления соответствующих доходов в бюджеты субъектов РФ в размере 15 процентов.
При этом 15 процентов предлагается распределять между бюджетами субъектов Российской Федерации пропорционально численности трудоспособного населения с последующим переходом на распределение, исходя из объемов реализации табачной продукции при формировании соответствующей базы данных.
Кроме того, предлагается зачислять в бюджеты субъектов налоговые доходы от акцизов на табачную продукцию, полученные в текущем финансовом году сверх объемов, предусмотренных расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, и их распределение между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законом.
На наш взгляд, это создаст предпосылки для увеличения доходов региональных бюджетов, а также повысит заинтересованность органов государственной власти субъектов в повышении качества администрирования указанных доходов.
Наконец, предложено зачислять в бюджеты субъектов 50 процентов доходов от акцизов на крепкую алкогольную продукцию пропорционально объемам розничных продаж на основании данных, отраженных в системе ЕГАИС.
Вместе с тем данные предложения пока не находят поддержки со стороны Правительства, но работа по согласованию нами проводится.
Эти меры будут способствовать не только увеличению доходной базы большинства регионов, но и послужат стимулом для «отбеливания» рынка, создадут условия для заинтересованности органов власти субъектов в повышении качества администрирования указанных доходов и в борьбе с нелегальным оборотом алкогольной и табачной продукции.
- В проекте поправок Минфина упомянуты, но не детализированы проблемы выравнивания бюджета и совершенствования межбюджетных отношений. Между тем уже 16 регионов находятся в крайне непростом положении, во многом по вине федерального Центра. Как можно скорректировать политику Минфина в долгосрочном плане и какие меры следует оперативно предпринять?
- Действительно, ситуация, сложившаяся с исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации, свидетельствует о том, что ряд регионов не в силах обеспечить выполнение возложенных на них расходных обязательств за счет собственных финансовых ресурсов. В некоторых субъектах критическое положение — там не справились с условиями предоставления бюджетных кредитов и, согласно требованиям Бюджетного кодекса, обязаны досрочно их погасить. Однако в условиях ограниченных финансовых ресурсов это приведет к тому, что регионы будут брать коммерческие займы, а это противоречит ранее поставленным задачам по сокращению расходных обязательств.
В таких условиях мы должны принять план экстренной помощи регионам и в оперативном порядке решить целый ряд вопросов.
В первую очередь необходимо определить условия рефинансирования подлежащих досрочному погашению бюджетных кредитов и в последующем предоставлять такие кредиты с учетом индивидуальных особенностей субъектов. Что касается рефинансирования подлежащих досрочному погашению бюджетных кредитов, эту операцию следует провести на уровне 95 процентов от суммы досрочного возврата, что, по сути, будет являться пятипроцентным штрафом для регионов за неисполнение соглашений по бюджетным кредитам. Кроме того, нужно продлить возможность превышения предельного объема государственного долга субъектов Российской Федерации.
В числе других необходимых мер — увеличение объема дотации на 50 миллиардов рублей, чтобы поддержать сбалансированность местных бюджетов. Следует также провести работу по совершенствованию программ оздоровления государственных финансов субъектов Российской Федерации, обеспечить их безусловное выполнение с учетом приоритета первоочередных расходов социально значимого характера и сокращения расходов капитального характера в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
Наконец, нужно предусмотреть более жесткие требования в части осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при исполнении региональных бюджетов.
Вместе с тем в случае отсутствия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета и как результат невозможности выполнения указанными субъектами Российской Федерации собственных расходных обязательств возникает необходимость реализации крайней меры — внешнего управления.
Это только экстренные меры, но надо понимать, что необходимо комплексное рассмотрение данного вопроса.
- Сейчас большое значение придается развитию цифровой экономики, есть даже соответствующее поручение Президента России. Отразилось ли это требование в видении Минфином и Минэкономразвития бюджета до 2019 года? Как в этой работе будет участвовать Совет Федерации?
- Безусловно, развитие цифровой экономики — одно из важнейших направлений нашей работы. Мы находимся на новом этапе экономических отношений и увеличения производительности труда с использованием информационных технологий на всех уровнях государственного управления.
В частности, цифровые технологии выступают в качестве катализатора оборота товаров, работ и услуг. Интенсификация оборота достигается за счет снижения издержек, сокращения посреднических цепочек, расширения круга потребителей, ускорения бизнес-процессов. Наиболее сильное влияние это оказывает на торговлю, банковский сектор, транспорт.
Значение цифровых технологий растет в сфере образования, здравоохранения и государственного управления. Не являются исключением Минфин и Минэкономразвития.
Примером служит работа единого портала бюджетной системы — электронный бюджет, который обеспечивает прозрачность, доступность в получении информации о бюджетном процессе.
Внедрение элементов и механизмов, которые имеют непосредственное отношение к цифровым технологиям, актуально для финансовой сферы в целом.
Это развитие онлайн-доступа к финансовым услугам и информации государственных органов, проведение удаленной идентификации, создание единого пенсионного администратора и так далее.
Так, введение маркировки табачных изделий (для решения вопроса борьбы с контрафактом) невозможно без создания единой информационной системы по аналогии с ЕГАИС по учету оборота всей данной продукции.
Данные меры будут способствовать повышению прозрачности всей финансовой системы, существенно снизят риски махинаций, соответственно сократятся потери государства и кредиторов.
На следующем заседании Межрегионального банковского совета при Совете Федерации будет подробно рассмотрен вопрос развития цифровой экономики. Такое решение принято на состоявшемся 26 июня заседании.