Электричество или бензин: какой автомобиль выбрать
Разбираемся с экспертами и калькулятором, во сколько обойдется покупка и обслуживание машин с разным типом двигателей
В эксплуатации е-кары значительно дешевле — ломаться там практически нечему, да и электричество стоит в России намного ниже привычных бензина и солярки. С другой стороны, запас хода у продвинутых экипажей бюджетной линейки еще не такой солидный, как у тех же «жигулей», к тому же с зарядными станциями в регионах пока дело обстоит не так хорошо, как, скажем, в столице. Наше издание выясняло, почему, несмотря на очевидные преимущества экологического вида транспорта, все же подавляющее большинство россиян по-прежнему отдают предпочтение традиционной тяге.
Меньше процента, но перспективно
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», на 1 января 2023 года в России было зарегистрировано 20,7 тысячи электромобилей, что составляет всего лишь 0,05 процента от общего количества легковых машин в стране. Тем не менее направление зеленых авто считается перспективным, и поддержка самим президентом Владимиром Путиным инициативы Минпромторга на прошлогоднем совещании по вопросам развития автопрома увеличить объем производства легковых электрических автомобилей — тому порука.
Напомним, реакция отечественных автопроизводителей на позицию главы государства в этом вопросе не замедлила проявиться. По данным РБК, в 2022 году на липецком заводе «Моторинвест» начали выпускать электрокары под новым брендом Evolute. Предполагается, что модельная линейка передового авто будет состоять из двух кроссоверов, седана, минивэна и внедорожника. Все эти машины будут участвовать в программе льготного автолизинга.
Концерн «Москвич» в прошлом году представил модель «Москвич 3е», созданием электрокаров решил заняться и оборонный концерн «Алмаз-Антей». Первый ходовой прототип кроссовера носит название «E-Neva».
На «АвтоВАЗе» также не отстают от конкурентов: в прошлом году здесь приступили к разработке принципиально нового е-кара на базе «Ларгуса». Первый прототип был показан в Ижевске, где и планируют основной выпуск этой модели, ранее сообщил в интервью «Парламентской газете» президент автоконцерна Максим Соколов.
«Выпуск опытной партии намечен на конец 2023 года, а со следующего планируем запустить конвейерное производство и продажи «е-Ларгуса». Подчеркну, именно этот автомобиль является самым высоколокализованным российским автомобилем из всех выпускаемых с недавнего времени в нашей стране электрокаров», — сказал президент компании.
Цена вопроса:
На сайте производителя доступные модели Evolute сегодня продаются по цене от 1,9 до 2,5 миллиона рублей.
За «Москвич 3е» сегодня на сайте производителя просят 3,5 миллиона рублей.
Для сравнения: цена Lada Vesta с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в спортивном исполнении — всего 1,5 миллиона рублей.
Инфраструктура
По мнению первого зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Дениса Кравченко, производство электромобилей перспективно для российского рынка. «Тем не менее надо не забывать, что для роста популярности электромобилей необходимо в первую очередь создавать для них сопутствующую инфраструктуру, в частности, зарядные станции», — заметил депутат в беседе с «Парламентской газетой».
С такой постановкой вопроса согласен и вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Потому что инфраструктуры для их подзарядки практически нет, а стоимость киловатта энергии на коммерческих зарядках довольно высокая», — пояснил он «Парламентской газете». Поэтому, уверен эксперт, электрокары в России — это пока преимущественно дорогая игрушка для богатых людей.
По данным СМИ, в стране на сегодня насчитывается более 26 тысяч АЗС, тогда как электрических заправок всего 1600.
В отличие от привычных машин с ДВС на электрокарах где вздумается не прокатишься, он эффективен лишь в черте города, считает автоэксперт Игорь Моржаретто.
«Дальность хода ограничена, поэтому в городе пользоваться можно, но за пределы выезжать опасно, потому что зарядку там найти значительно сложнее. Поэтому идеальный вариант: использовать электромобиль в городе и заряжать его в гараже или же в частном доме, если есть такой. В противном случае это достаточно утомительное развлечение», — сказал эксперт нашему изданию.
Как пояснил Моржаретто, при всем многообразии заправочных электрических станций в столице они принадлежат разным владельцам, их около двадцати. И зачастую разъемы у них разные, и, соответственно, программы. «Поэтому нужно скачивать различные мобильные приложения, если хотите зарядить авто на конкретной станции. То есть нужно знать не только, где они находятся, но и кому они принадлежат», — сказал он.
Обращайте внимание на батарейку
Но если все же решились покупать электрокар с рук у россиян, то здесь следует обратить внимание на состояние батареи, советует автоэксперт: «В Москве и в крупных городах есть сервисы, которые позволяют определить, насколько батарея жива и не потребуется ли замена каких-то ячеек в ближайшее время, что повлечет серьезные расходы». Хотя, по словам Моржаретто, в столице работают несколько фирм, которые вполне успешно реанимируют старые электрические топливные элементы, доводя их до нужной кондиции. Правда, стоит работа недешево, уточнил он.
Цена вопроса:
На сайте компании «Чистая энергия» вывешен прайс, из которого следует, что минимальная стоимость комплекта в зависимости от емкости батарей колеблется от 496 до 836 тысяч рублей.
В то же время заменить силовую установку на бюджетной Skoda Yeti стоит куда дешевле: на «Авито» за контрактный двигатель Skoda Yeti CBZ 1,2 литра с небольшим пробегом, привезенный из Европы, просят 65 тысяч рублей, плюс 40 тысяч — стоимость работ по его замене.
С тем, что обслуживание е-мобилей в долгосрочной перспективе сопряжено с существенными проблемами, согласен и вице-президент Национального автомобильного союза. «Потому что Россия здесь полностью зависит от импортных батареек. И даже от импортного лития, даже если бы мы производили батарейки. Соглашение о запуске производства лития в РФ подписано только в прошлом году, поэтому еще несколько лет товарного отечественного лития мы не увидим», — напомнил Антон Шапарин.
Читайте также:
• Как легально бороться с автохламом • Страховщиков хотят отлучить от техосмотра
Электричество выгоднее
К преимуществам электрокара все эксперты относят дешевизну эксплуатации — запчастей минимум, а электроэнергия в России едва ли не самая дешевая в Европе. По данным энергетиков, средняя стоимость киловатт-часа в РФ — 4 рубля, самая низкая, в Иркутской области, — от 66 копеек до 1,42 рубля, самая высокая, на Чукотке, — от 6 до 12 рублей. В Москве по трехтарифному счетчику за киловатт нужно заплатить от 2,62 до 8,23 рубля.
Доступный новый электрический «Москвич 3е» с емкостью тяговой батареи 55 киловатт-часов и запасом хода 410 километров от домашней розетки можно заправить за сущие копейки, особенно не в пиковые часы. У подержанной Nissan Leaf запас хода в три раза меньше, а расход электроэнергии на 100 километров составляет около 25 киловатт-часов, поэтому обойдется то же расстояние дороже, но все равно экономичнее, чем традиционное топливо.
Цена вопроса:
Если заряжать по минимальному столичному тарифу «Москвич 3е», протянув провод от квартиры до стоянки, заправка обойдется в 144 рубля, по максимальному тарифу — в 452 рубля.
Новая Lada Vesta, по отзывам владельцев, имеет реальный запас на полном баке (55 литров) при очень динамичной езде более 600 километров. Расход бензина у нее — 9,3 литра в городе. Стоимость бензина АИ-92 в Москве составляет в среднем 49 рублей, АИ-95, на котором рекомендуют передвигаться спортивной Lada Vesta, — 55 рублей.
Нетрудно подсчитать, что заправить бак автовладельцу обойдется в первом случае в 2695 рублей, во втором — в 3025 рублей.
А бензин — быстрее
Зато заправиться традиционным топливом можно за пару минут, а зарядка электрокара от бытовой розетки длится 6—8 часов. На коммерческой заправке запитать батарею от 20 до 80 процентов можно быстрее — за 45 минут. Но цены здесь уже начинают кусаться. В Москве, по данным экспертов, они в среднем составляют 15 рублей за киловатт.
Однако есть и альтернатива: муниципальные городские парковки с бесплатной зарядкой, а также предприятия, поддерживающие программу развития электрического транспорта города, — «Мосэнерго», «Россети» или МГТС.
И такую практику нужно распространить по всей России, так как в других регионах подобные меры поддержки отсутствуют, ранее на парламентских слушаниях в Совфеде отметила директор по взаимодействию с государственными органами и корпоративным связям компании «Москвич» Татьяна Редько.
Растаможка е-мобиля дешевле
С 1 января 2022 года отменены нулевые пошлины на ввоз электромобилей, которые действовали с 4 мая 2020 года по 31 декабря 2021 года, тем не менее е-кары все равно пока везти из-за границы получается дешевле.
При растаможке электромобилей необходимо будет оплатить сбор за таможенное оформление, утилизационный сбор, НДС, а также акциз.
Для наглядности мы проверили онлайн на одном из сервисов-калькуляторов возможные траты физлица на все процедуры для разных типов автомобилей.
Стартовые условия: машина старше 7 лет, мощность двигателя 150 лошадиных сил, стоимость 330 тысяч рублей.
Цена вопроса:
Конечная стоимость электрокара с учетом всех расходов составила 472 050 рублей, а вот цена авто с гибридным, бензиновым или дизельным двигателем при тех же параметрах оказалась существенно выше — 858 942,51 рубля.
Транспортный налог больше
Все плюсы электрокаров меркнут, когда речь заходит о транспортном налоге. В ряде регионов он отменен, но вечно это продолжаться не будет. Вместе с тем двигатель электрокаров в пересчете киловаттов на лошадиные силы имеет большее количество единиц, пояснил руководитель Нижегородской общественной организации «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин. «Наше законодательство прописано таким образом, что ставка транспортного налога будет самой большой, потому что в пересчете получается больше 250 «лошадок». Это тариф для премиальных автомобилей», — сказал эксперт.
Соответственно, без скидок на транспортный налог владение электромобилем становится еще накладнее. Для устранения такого недоразумения нужно вводить какие-то поправки в Налоговый кодекс, чтобы разделить ДВС и электродвигатели, предложил Кузин.
Выгоднее всего, по его мнению, владеть е-каром в Москве. Хотя на сайте ФНС оговаривается, что столица с 2025 года отказывается от поблажек по транспортному налогу для электромобилей, скорее всего, льготу продлят, уверен эксперт. «Столица может себе это позволить, другие регионы — нет. Губернаторы вряд ли пойдут на это. Ведь большинство избирателей ездят на обычных машинах, и у них возникает справедливое недоумение: почему с них берут налоги по полной, а с других — нет», — пояснил Кузин.
ОСАГО
Полис ОСАГО для владельцев электромобилей также выходит дороже, хотя здесь подход индивидуальный. Дело в том, что при расчете стоимости полиса один из коэффициентов ОСАГО учитывает количество лошадиных сил. «Это уже не так критично, но все равно неприятно для автомобилиста. Коэффициент, который учитывается при подсчете стоимости ОСАГО, от 120 до 150 лошадиных сил составляет 1,4; более 150 лошадиных сил — 1,6», — напомнил эксперт.
Ещё материалы: Владимир Путин, Денис Кравченко