Эксперты спрогнозировали, на сколько в России подорожает бензин
Биржевые цены на моторное топливо уже который месяц подряд бьют рекорды, дальше будет интереснее
Стоимость бензина марки «Премиум-95» в европейской части России по итогам торгов 1 сентября выросла на 0,62 процента и составила 74,768 тысячи рублей за тонну, обновив исторический рекорд. Эксперты считают, что ценники на АЗС можно стабилизировать за счет коррекции демпферного механизма, который действует в стране с 2019 года. Кроме того, наполнить внутренний рынок доступным ГСМ поможет и обещанное Правительством увеличение минимальных нормативов поставок топлива на биржу. «Парламентская газета» разбиралась в ситуации.
Опять пошли в рост
Цены на бензин в последние месяцы бьют исторические рекорды, в том числе из-за увеличения объемов отгрузок топлива за рубеж. По данным Московской топливной ассоциации, средняя стоимость АИ-92 на столичных АЗС с 17 по 24 июля выросла на 32 копейки, до 49,7 рубля за литр, АИ-95 — до 55,03 рубля (+32 коп.). А с начала года рост цен на бензин составил 4,75 процента, следует из данных Росстата. За последнюю неделю июля цены на АЗС выросли на 0,53 процента, в августе тренд не ослабевал.
Так, биржевая стоимость бензина марки «Премиум-95» в европейской части России 30 августа выросла на 0,47 процента и достигла 73,697 тысячи рублей за тонну, обновив исторический максимум. Бензин АИ-92 подорожал на 0,22 процента — до 63,572 тысячи рублей за тонну, а летнее дизельное топливо — на 2,21 процента, до 67,167 тысячи рублей за тонну.
Первый осенний день также был отмечен увеличением биржевых ценников: бензин «Премиум-95» в европейской части России по итогам торгов вырос в цене на 0,62 процента и составил 74,768 тысячи рублей за тонну. Это следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.
Как писала «Парламентская газета», вице-премьер РФ Александр Новак заявил ранее: в Правительстве считают, что на российском топливном рынке сейчас нет дефицита предложения, а на бирже наблюдается баланс. При этом власти намерены не допустить существенных колебаний цен на топливо. Для этого в кабмине разрабатывают меры, которые позволят стабилизировать ситуацию с ценами. По словам Новака, уже в ближайшее время может быть составлен список компаний, которым будет разрешен экспорт топлива.
«Что касается ценообразования, то идет работа с компаниями по обеспечению биржи необходимыми объемами, чтобы не было дефицита на бирже и был баланс спроса и предложения. Будет принят список спецэкспортеров, чтобы ограничить серый экспорт», — заявил он.
Кроме того, в Правительстве намерены увеличить нормативы минимального уровня поставок топлива на биржу и оптимизировать график ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах, чтобы обеспечить рынок предложением.
Почему это происходит
Причину удорожания бензина на внутреннем рынке глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша видит в несовершенстве механизма налогового и таможенного регулирования, «который бы обеспечивал сохранение топлива внутри России».
«Для этого цены на внутреннем рынке должны быть премиальными относительно экспорта. Этого нет. Раньше это обеспечивали одни механизмы, потом был введен налоговый маневр, но реализован он был не так, как задумывался. Ограничение количества экспортеров также проблему не решит», — пояснил эксперт «Парламентской газете».
Для стабилизации ситуации на топливном рынке, по его словам, нужно поменять систему взаимоотношений с нефтяниками.
«У нас раньше всегда обеспечивались премиальные цены на внутреннем рынке относительно экспорта двумя моментами — рубль и таможенные пошлины были привязаны к внешним ценам. Когда росли цены на внешних рынках, у нас росли таможенные пошлины и укреплялся рубль. Это обеспечивало паритет экспортных и внутренних цен. Это было нормально и в интересах нефтяников, при этом обеспечивалась приоритетность поставок на внутренний рынок», — уточнил Евгений Аркуша.
В 2018 году появился налоговый маневр, который предполагал повышение налога на добычу полезных ископаемых и вместе с тем уменьшал таможенные пошлины. Но чтобы это не приводило к росту цен внутри страны, одновременно размер акцизов должны были снижать. «Если бы это делалось, как и задумывалось, акцизы были бы 3 тысячи рублей вместо 12 тысяч, был бы нормальный паритет цен. Но акцизы ни разу не снижались, а только повышались. И в 2019 году все дошло до крайней точки кипения, когда резко подскочили внешние цены и было введено замораживание цен на топливо в рознице», — напомнил глава РТС.
Последнее нововведение, которое должно было исправить ситуацию, — механизм демпфера, который предполагал снижение налоговой нагрузки на нефтяников и обеспечивал им «премиальность внутреннего рынка».
«2019 год прошел нормально, потом демпфер стали резать — один раз, второй, — после чего экспортный приоритет стал более выгодным… А внутренние цены, хотите вы или не хотите, всегда будут привязаны к внешним ценам — с учетом демпфера или без его учета. Пока не будет обеспечена премиальность внутреннего рынка, мы будем постоянно что-то придумывать», — отметил Евгений Аркуша.
По его мнению, стабилизировать ситуацию на топливном рынке поможет возвращение демпферного механизма в первоначальном виде.
Хуже не будет
К прогнозам на будущее опрошенные «Парламентской газетой» эксперты подходят осторожно. Так, по словам руководителя аналитического центра «Независимого топливного союза» Григория Баженова, дальнейшая ценовая динамика зависит от множества факторов, большую часть которых предсказать попросту невозможно.
«Тем не менее, исходя из текущей ситуации можно предположить, что сейчас все зависит от того, как быстро вступят в силу те новые меры регулирования, о которых говорит государство, — в частности, увеличение минимальных нормативов поставок топлива на биржу, обещанное вице-премьером Александром Новаком, — отметил аналитик. — Если это удастся сделать оперативно и выровнять дисбаланс, который сейчас сложился между биржей и точками сбыта «на местах», то серьезного повышения цен удастся избежать».
Впрочем, отметил Григорий Баженов, даже если процесс затянется, чего-то совсем уж невыносимого россиянам ждать не стоит. Скорее всего, к концу года цены на топливо лишь немного превысят итоговый уровень инфляции — в худшем случае, по словам эксперта, общий рост составит порядка 10 процентов.
«При этом не стоит забывать, что в прошлом году у нас цены на топливо не росли, — подчеркнул эксперт. — Поэтому даже это повышение окажется в итоге ниже накопленной инфляции на два года».
Впрочем, не стоит ждать и «отката» цен — даже когда схлынет традиционно высокий летний спрос, а Правительство примет все необходимые меры. В лучшем случае, заключил Григорий Баженов, они просто останутся на том же уровне, на котором закрепились сейчас.
Читайте также: