Эксперт рассказал, чем опасны поддельные духи и одеколоны
Выброшенными на ветер деньгами дело может не ограничиться, на кону — здоровье
Законопроект: № 623458-8
Аллергия, гепатит, язва, а в лучшем случае — просто выброшенные на ветер деньги. Все это — последствия использования контрафактной парфюмерии: духов, отдушек, туалетной воды, лосьонов и прочего. Несмотря на введение в 2020 году обязательной маркировки, рынок подделок в России вовсе не думает исчезать. А осложняется дело тем, что парфюмерия, содержащая спирт, выведена из-под акциза, что ведет за собой проблемы по налоговой части и открывает огромный простор для разного рода спекуляций. Для борьбы с последним депутаты и сенаторы внесли на рассмотрение Госдумы законопроект с поправками в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». «Парламентская газета» рассказывает подробности.
Перспективы для роста серого рынка
Как отмечают авторы законопроекта, речь идет не только о парфюмерии, но о спиртосодержащей непищевой продукции вообще. Дело в том, что часть такой продукции — как те же духи и одеколоны — в соответствии с действующим законодательством не является подакцизным товаром. Следовательно, для ее производства можно закупать спирт без акциза — со всеми вытекающими.
«Недобросовестные предприниматели, пользуясь «неподакцизным» статусом отдельной спиртосодержащей непищевой продукции и закупая в качестве сырья пищевой этиловый спирт без уплаты акциза, фиктивно декларируют производство десятков миллионов единиц неподакцизной спиртосодержащей непищевой продукции, при этом фактически данная продукция не продается в рознице, сведения о наличии ее в продаже, рекламные и маркетинговые материалы отсутствуют», — отмечается в пояснительной записке.
Из-за этого, например, гигантские объемы спирта утекают мимо налоговой — налоговые органы попросту не имеют информации об объемах его списания в производство, оприходовании произведенных из него товаров, динамике их реализации и так далее. А это уже — поле непаханое для роста теневого рынка, где может происходить что угодно: от изготовления контрафактного алкоголя с непредсказуемыми последствиями (все, наверное, помнят, как летом прошлого года 36 человек в разных регионах России насмерть отравились поддельным сидром, а еще 70 пострадали) до сбыта спирта «налево». О том, что это все еще и бьет по бюджету страны, говорить не приходится вовсе.
Кроме того, неподакцизность такой продукции «двойного назначения» позволяет некоторым недобросовестным производителям выпускать в продажу разные лосьоны, тоники, душистые воды и ополаскиватели для рта, схожие по виду с алкоголем «до степени смешения», отмечают авторы законопроекта. При этом стоят они намного меньше, чем должен по закону стоить алкоголь.
Решением должна стать обязательная маркировка непищевой спиртосодержащей продукции, в которой объем этилового спирта превышает десять процентов, запрет на закупку такой продукции по ценам ниже закупочных цен алкогольной продукции, а также ограничения для компаний, занимающихся одновременно производством и парфюмерии и алкоголя.
Подделка может отправить на больничную койку
Впрочем, проблема с парфюмерным рынком кроется не только в отсутствии акцизов, но и в большом количестве подделок и контрафакта. Так, в конце 2022 года Национальный научный центр компетенций публиковал статистику, согласно которой на российском парфюмерном рынке объем контрафактной продукции составляет порядка 35 процентов. Найти этому подтверждение не сложно: наверное, каждый хоть раз видел в торговых центрах или на рынках приметные стойки, с которых торгуют духами и туалетной водой известных брендов, но по ценам в десять-двадцать раз ниже реальных.
Каковы могут быть последствия использования такого парфюма? Да в общем-то какие угодно. Как отмечают эксперты, поддельные духи и лосьоны не проходят никаких проверок качества, а значит, что там намешано и как это может повлиять на человеческий организм — знает только один лишь производитель.
«Самый безобидный вариант — вы просто не получите ожидаемого результата, — отметила в беседе с «Парламентской газетой» старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной химии факультета естественных наук Государственного университета просвещения Татьяна Дроганова. — То есть запах будет менее стойким или будет сильно отличаться от оригинального. Вы потратите деньги, а никакого удовольствия вам покупка таких духов не принесет».
Могут быть, впрочем, варианты и похуже. Так, за выраженный запах парфюмерных композиций отвечают самые разные химические вещества: эфиры, альдегиды, кетоны и так далее. Далеко не все из них безопасны для человеческого организма и легко им переносятся. Так, например, альдегиды могут отличаться токсичностью и накапливаться в организме. А кетоны — проникать через кожу и раздражать слизистые оболочки.
«Соответственно, использование контрафактной парфюмерии может вызывать аллергические реакции — особенно у людей, которые им подвержены, — констатировала Татьяна Дроганова. — При этом тяжесть подобных реакций спрогнозировать практически невозможно — все опять же зависит от состава конкретных духов или туалетной воды и особенностей конкретного организма».
Ну и уж конечно, разного рода лосьоны и отдушки нельзя пить. Во-первых, по словам эксперта, содержащийся в них спирт, даже пищевой, может обладать разными степенями очистки, а значит — разными концентрациями посторонних примесей и сивушных масел, способных негативно влиять на желудочно-кишечный тракт и печень, вызывать гепатиты, язвы и цирроз. Во-вторых — опять же никто не знает, что еще налили в красивый флакончик. Духи — сложные соединения, в которых присутствуют и красители, и ароматические вещества, и многое другое. И как именно они повлияют на организм человека — неизвестно.
Будь в курсе
С 2020 года в России распоряжением Правительства введена система обязательной маркировки духов и туалетной воды. В соответствии с правилами маркировка должна наноситься на стекло, если флакон с парфюмерией не будет помещаться в коробку, или на саму коробку — причем как в виде наклейки, так и в виде печати. Не нужно маркировать тестеры и пробники, а также выставочные и экспериментальные образцы, так как они не предназначены для продажи.
За отсутствие маркировки установлена ответственность: от двух до четырех тысяч рублей штрафа с конфискацией продукции для граждан, от пяти до десяти тысяч для должностных и от пятидесяти до трехсот — для юридических лиц.
Читайте также:
• Лютик, ландыш, борец: какие ядовитые растения нельзя сажать на даче