Эксперт: частные инвесторы помогут построить метро в России
Минтранс опубликовал проект приказа, утверждающего типовые правила по эксплуатации линий метро в российских городах. Правила распространяются как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей.
Как рассказал «Парламентской газете» член Общественного совета при Ространснадзоре Илья Зотов, закон не ограничивает права частников участвовать в строительстве и развитии подземного вида транспорта, позволяя привлекать в эту сферу широкий круг инвесторов.
По его словам, в настоящей момент ни один закон не запрещает частному лицу стать партнёром госпредприятия при строительстве или эксплуатации объекта капитального строительства, в том числе и метро.
«В законе о внеуличном транспорте указывается широкий перечень организаций и их форм собственности, которые могут работать в данной сфере, — пояснил Илья Зотов. — Благодаря этому к государственно-частному партнёрству можно привлекать больше инвесторов и строить больше метро, в том числе и в тех городах-миллионниках, где поземки ещё нет».
Сегодня метро в российских городах, как правило, находится в собственности государственных или муниципальных компаний. Между тем, говорит эксперт, никто не запрещает частному предпринимателю купить, например, вагон метро и сдать его в аренду более крупному перевозчику.
«Также можно выкупить станцию метрополитена под коммерческие нужды, — добавил Илья Зотов. — Зачастую такие станции появляются возле крупных торговых комплексов, что выгодно для предпринимателей».
В декабре 2009 года в Москве открылась станция «Мякинино» — это первая станция метро в России, построенная на условиях государственно-частного партнёрства. Компания Араза Агаларова Crocus Group вложила в строительство около 20 миллионов долларов. Пропускная способность «Мякинино» составляет около 40 тысяч человек в сутки. Рядом со станцией расположены «Крокус Экспо», концертный зал «Крокус Сити Холл», торговый центр Vegas, гипермаркет «Твой дом». В апреле этого года в СМИ сообщалось, что станция будет передана в безвозмездную аренду подконтрольному Москве ГУП «Московский метрополитен».
Сегодня в России метро есть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге. В Волгограде действует метротрам — рельсовый городской транспорт наземно-подземного типа. В настоящий момент метрополитен строится в Челябинске, окончания возведения участка первой очереди ожидается в 2025 году. Временно заморожено строительство подземки в Красноярске и Омске.