Экономика пандемии: кто получит помощь государства
Правительство опубликовало план по преодолению последствий COVID-19
Тема: Коронавирус COVID-19: что надо знать
Правительство России подготовило «План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции». В этом объёмном документе сведены воедино все мероприятия, постановления и решения, организующие работу экономики страны в мобилизационном режиме. 2,1 триллиона рублей, около 10 процентов годового дохода федерального бюджета, намечено направить на помощь базовым отраслям, а также всем видам бизнеса.
Тринадцать отраслей, главным образом из сферы сервиса и услуг, признаны наиболее пострадавшими от пандемии и режима самоизоляции — от стоматологических услуг до авиа- и автоперевозок. 5,3 миллиона человек, преимущественно занятых в малом и среднем предпринимательстве, ощутимо прочувствовали последствия пандемии: доходы упали или исчезли, перспективы возобновления деятельности туманны.
Первоочередные меры Правительства направлены на поддержку малого и среднего бизнеса: 200 миллиардов рублей выделили из бюджета на беспроцентные кредиты и гранты, что позволит сохранить зарплату 3,3 миллиона человек. Среди мер косвенной поддержки намечено отсрочить и снизить страховые платежи, что высвободит около 430 миллиардов рублей, а также ввести кредитные льготы и отсрочку уплаты арендных платежей. В пересчёте на одного занятого в пострадавших отраслях общая сумма разовых государственных затрат составит около 25 тысяч рублей.
Поддержат предпринимателей и через помощь регионам, столкнувшимся с падением доходов. Таким субъектам Федерации будет выделено до 200 миллиардов рублей, а меры ответственности, если не будут выполнены обязательства по соглашениям с федеральными органами (это прямо влияет на плановую поддержку региональных бюджетов из госказны), будут смягчены. Найдены возможности, чтобы частично решить и давнюю проблему региональных долгов — их можно будет реструктурировать, что снизит почти на 70 миллиардов рублей расходы по обслуживанию долга.
А что же базовые отрасли, основа материального производства, которые, к счастью, пандемия затронула относительно щадяще? Очевидно, в силу пока не определённых в полной мере масштабов кризисных вызовов, особая поддержка государства для заводов и промышленных корпораций в «Плане…» в основном сведена к функциям наблюдения за ситуацией и её контроля: стресс-тестирование, еженедельный мониторинг работы системообразующих предприятий, при необходимости — адресная поддержка. Одновременно можно получить льготные кредиты, чтобы поддержать оборотные средства и сохранить рабочие места.
Тем не менее список системообразующих предприятий семидесяти секторов экономики, имеющих право получать государственную поддержку, предварительно определён. Слово «предварительно» — здесь ключевое, так как пока есть неясность и в принципах, по которым предприятие приобретает статус системообразующего, и методика, по которому тот или иной претендент из этой категории будет получать поддержку. Разумеется, эти сомнения не имеют отношения к компаниям с государственным участием: здесь всё понятно — государство как собственник обязано в первую очередь поддерживать свои предприятия.
Но вот исходя из каких соображений в перечень важнейших для государства производств были включены, к примеру, частные структуры, выпускающие настольные игры или размещающие рекламные щиты на улицах, к тому же с иностранными учредителями? Да, возможно, эти организации формально подпадают под критерии для системообразующих предприятий по численности или выручке, установленных Правительством для данной отрасли, но насколько важны в условиях кризиса выпуск рекламных плакатов или, при всем уважении, настольных игр? Не лучше ли в случае необходимости оказать помощь, к примеру, пищевой промышленности? Или сельхозартелям, которые закрывают бреши в упавшем импорте продовольствия?
Другой спорный момент — поддержка системообразующих предприятий, принадлежащих частным собственникам. Из предварительного списка многие из таких предприятий балансируют последние три-четыре года на грани банкротства. В то же время их хозяева увеличили личные состояния на сотни миллионов долларов. Не говоря уже о нарушении принципов рыночной экономики в этом случае, было бы логично, на мой взгляд, избегая возможной социальной напряженности, помогать бюджетными средствами таким предприятиям на паритетных началах с собственниками. Такой порядок, кстати, снизит и риск разного рода комбинаций с государственными средствами.
Понятно, что вокруг распределения бюджетных средств сейчас могут закручиваться разного рода лоббистские интриги. Как максимально снизить их негативные последствия? От ответа на этот вопрос зависит не только, насколько будут действенны конкретные адресные меры государства, перераспределяющего налоговые взносы российских граждан, но и какой будет возможная новая модель экономики, которую в условиях кризиса возможно сформировать, опробуя наиболее эффективные методы и принципы управления базовыми отраслями.
Ещё материалы: Юрий Скиданов