Дрон с картошкой может стать привычным в небе Арктики
Решение проблемы доставки продуктов в труднодоступные районы Заполярья предложили в Якутии
Для снабжения провиантом людей в труднодоступных поселениях используют даже парашюты, помогающие в целости и сохранности спустить мешки с картошкой, которые сбрасывают с бортов Ан-2. Но такой способ экономичным не назовешь, поэтому по заданию якутских властей в местном конструкторском бюро разработали специальный дрон грузоподъемностью до тонны и дальностью полета около тысячи километров. Десять таких дронов помогли бы Якутии закрыть проблемы с доставкой съестных припасов в любую отдаленную точку. Об этом 10 мая «Парламентской газете» сообщил председатель правительства республики Саха (Якутия) Андрей Тарасенко после заседания Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации.
Стратегическая зона
Обеспечение национальных интересов в Арктике сегодня является важной стратегической задачей, выполнение которой сопряжено и с обеспечением национальной безопасности. На сегодня здесь создана уникальная система преференций, предполагающая административную и финансовую поддержку, напомнила вице-спикер Совфеда Галина Карелова.
По последним данным, на Крайнем Севере зарегистрировано около шестисот резидентов, планируется привлечь более 800 миллиардов рублей инвестиций и создать 23 тысячи новых рабочих мест. И всем этим людям нужно обеспечить высокое качество жизни не в отдаленной перспективе, а уже сейчас.
Для этого, отметила сенатор, в Арктической зоне медицинскую помощь для населения делают более доступной, а образование — более качественным, попутно создают условия для развития жилищного строительства и формирования комфортной и безопасной среды. Особое внимание уделяют оздоровлению детей.
В то же время повышение инвестиционной активности требует соответствующего развития транспортно-логистического комплекса, уточнила Карелова. Сейчас, по ее словам, ведется активная работа по развитию Северного морского пути «в качестве конкурентоспособной на мировом рынке транспортной национальной коммуникации России».
Это позволит решить проблемы и с северным завозом продуктов и горючего на отдаленные территории. К примеру, в Якутии, где предлагают построить глубоководный порт в Тикси. Пока его нет, продукты в республику завозят в основном железной дорогой или транспортными самолетами, а затем развозят по населенным пунктам малой авиацией. Но иногда ту же картошку в мешках приходится сбрасывать с Ан-2 на парашютах, что не очень эффективно, учитывая расходы на горючее.
Дрон, разработанный в Якутии, способен поднимать тонну груза и переносить ее на тысячу километров. Как пояснил Андрей Тарасенко, чтобы закрыть проблемы с доставкой республике, понадобятся десять таких летательных аппаратов, которые стоят, в общем-то, не очень дорого — всего 2,5 миллиона рублей.
Самолеты помощнее
Но дроны не панацея. В северных широтах авиация нужна помощнее и покрепче. Поэтому сенаторы предложили Минпромторгу ускорить производство и сертификацию воздушных судов, предназначенных для эксплуатации в арктических условиях. Речь идет о самолетах Ил-114-300, ТВСР-44 «Ладога», Ми-171 А2/А3, ЛМС-901 «Байкал».
Для комплексного социально-экономического развития арктических территорий, по мнению сенаторов, предстоит решить целый ряд организационных, управленческих и правовых задач. Для этого профильным комитетам Госдумы и Совета Федерации предложено уделять приоритетное внимание инициативам, связанным с регулированием завоза продукции в районы Крайнего Севера.
Кроме того, в решении Совета сенаторы отметили необходимость совершенствования порядка выявления и оценки объектов накопленного вреда на Севере, а также их ликвидации. При этом парламентарии считают важным создать государственную систему мониторинга состояния многолетней мерзлоты.
Правительству парламентарии рекомендовали ускорить доработку и принятие правовых актов, которые помогут развивать жилищную, энергетическую и социальную инфраструктуру закрытых административно-территориальных образований Мурманской области.
Также кабмину необходимо рассмотреть вопрос о преимущественном использовании морских портов, расположенных в Арктической зоне, для отправления грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ещё материалы: Галина Карелова