Все о пенсиях в России

два дня назадДепутат Говырин рассказал, как увеличить будущую пенсию

два дня назадРасчет взносов по договорам долгосрочных сбережений освободят от НДС

два дня назадГосдума просит установить компенсацию за задержку выплат пенсий «Почтой России»

Доля китайских машин в таксопарках России может вырасти до 75 процентов

По словам представителей отрасли, три крупных игрока в этой сфере используют технические решения из Поднебесной

09.04.2024 00:00

Автор: Николай Козин

Законопроект: № 481272-8

Доля китайских машин в таксопарках России может вырасти до 75 процентов
  © Сергей Карпухин/ТАСС

Уже в обозримом будущем процент китайских автомобилей и технологий в российских таксопарках может вырасти до 75. Об этом «Парламентской газете» рассказала председатель Общественного совета по развитию такси в России Ирина Зарипова. По словам Зариповой, это случится, если Госдума одобрит ранее принятый в первом чтении закон о локализации, и все производство авто для таксопарков окажется в руках четырех крупных игроков: Haval, Evolute, «Москвич» и АвтоВАЗ. Между тем у рядовых водителей и независимых экспертов к китайским иномаркам успело накопиться много претензий: прежде всего к не рассчитанным на долгую эксплуатацию и быстро сгорающим двигателям. Подробности — в материале «Парламентской газеты».

Займут две трети

За последнее время таксопарки стали одними из основных потребителей китайских иномарок — за 2023 год их доля там, по данным журнала «Авто.ру», выросла до 30 процентов — в десять раз. По словам председателя Общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой, сейчас два наиболее популярных бренда в таксопарках по всей стране — Cherry и Haval. И если по первому какой-никакой консенсус уже сложился (большинство водителей оценивают его положительно), то по второму прийти к единому мнению никак не удается.

«Часть таксопарков считают Haval надежными и устойчивыми машинами, часть, напротив, говорит, что они буквально сыплются, — пояснила Ирина Зарипова. — Вполне вероятно, что это объясняется пока еще слишком маленькими сроками эксплуатации — эти автомобили начали поставлять к нам буквально в прошлом году, и по ним еще не скопилось сколько-нибудь достоверной статистики».

В целом же, отметила собеседница издания, таксопарки китайские авто оценивают все же скорее положительно. Так, недавний опрос Общественного совета показал, что им в основном и отдают преимущество при комплектовании автопарков. На втором месте по популярности, кстати, оказались автомобили отечественные, а вот европейские и американские иномарки выбирали куда реже.

В целом же, по словам Ирины Зариповой, в обозримом будущем количество китайских автомобилей в российских таксопарках будет только расти.

«Если Госдума окончательно одобрит законопроект о локализации в такси, то все производство автомобилей для таксопарков у нас, по сути, сосредоточится в руках четырех крупных игроков — Haval, Evolute, «Москвича» и АвтоВАЗа, — пояснила эксперт. — С учетом того, что три из этих компаний, по сути, занимаются крупноузловой сборкой импортированных автомобилей, три четверти — или 75 процентов — таксопарков так или иначе займут китайские технологии».

Путин поручил к 1 июля принять все решения по строительству ВСМ Москва — Петербург

Речь, напомним, идет о законопроекте, который даст регионам право самостоятельно устанавливать требования к уровню локализации автомобилей, которые используются в качестве легковых такси. 18 января Госдума приняла его в первом чтении. Как подчеркивал тогда председатель палаты Вячеслав Володин, принятие закона позволит поддержать отечественный автопром и создать дополнительные условия для его развития, появления новых рабочих мест.

Один из авторов законопроекта, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов отметил в разговоре с «Парламентской газетой», что пока не известно, когда закон рассмотрят во втором чтении, однако выразил надежду, что это случится в ближайшее время.

«Никаких доработок там нет, ждем, когда будет рассмотрение, — отметил Кутепов. — Есть, конечно, определенное сопротивление, но я думаю, на принятие закона это никак не повлияет. Инициатива нужная, важная, все ее очень ждут — производственники, другие представители отрасли и так далее».

«До 200 тысяч километров дотягивает один автомобиль из сотни»

В межрегиональном профсоюзе «Таксист» прогноз по увеличению парка китайских авто в целом разделяют. По словам заместителя председателя профсоюза Андрея Попкова, если отечественный производитель не совершит никакой революции, уже в ближайшем будущем доля китайских авто — как оригинальных, так и с перебитыми шильдиками — и безо всяких новых законов может вырасти до 60-70 процентов. И в этом кроется целый ряд проблем.

«Обычно автопарки берут автомобиль с расчетом на то, чтобы он отъездил три года без серьезных капитальных вложений — именно на столько заключаются типовые лизинговые договора, — отметил Попков в разговоре с «Парламентской газетой». — Смогут ли китайские авто столько выдержать — вопрос пока открытый».

Как пояснил эксперт, уже сейчас таксисты массово жалуются на проблемы с движками у иномарок из Поднебесной — в среднем их ресурса хватает на 120-150, максимум на 200 тысяч километров, после чего движки зачастую просто сгорают. И это беда не конкретной модели, а китайского автопарка в целом.

«Почти все китайские авто выпускаются с двигателями малого объема. А чем больше объем, тем больше ресурс, — подчеркнул Андрей Попков. — Больше масла, эффективнее работает газораспределительная система, кривошипно-шатунный механизм, стенки толще и так далее. На маленьких моторах стенки тоньше, турбины хуже — поэтому и изнашиваются они быстрее. Соответственно, ресурс у них — ну 120, ну 150 тысяч километров. Один из ста автомобилей, может быть, способен дотянуть до 200, но не больше того».

Песня «День Победы» — оригинальный текст

Поэтому чего ждать от китайских авто в ближайшее время, пока никто толком не знает. Но предварительно — ничего хорошего.

Есть во всей этой истории и еще один нюанс. Поскольку китайские бренды на российском рынке чувствуют себя более чем вольготно, цена на их продукцию постоянно растет. Так, по данным автомобильного портала «Дром», в 2023 году новые китайские иномарки прибавили в стоимости одиннадцать процентов и сейчас торгуются в среднем в районе трех миллионов рублей. И пока что нет никаких признаков того, что в наступившем году эта динамика сколько-нибудь серьезно изменится. А так как автопарки такси постепенно устаревают, их обновление закономерно обойдется дороже, чем раньше, что выльется в увеличение цен на поездки.

«Вопрос еще и в запчастях, — отметил Попов. — У нас нет заводов, которые выпускали бы запчасти для китайских автомобилей. Раньше, например, для корейских и японских брендов они изготавливались прямо на месте. Сейчас — только импорт. Это тоже приведет к росту издержек. В целом, на мой взгляд, если ничего принципиально не изменится, то в течение года цена поездок на такси вырастет примерно процентов на 30».

Читайте также:

• Китайский автоширпотреб: судиться или ремонтировать на стороне

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в июле.