Доходы от дыма: 500 миллиардов казне, остальное в тени
ФОТО СЕРГЕЯ КОНЬКОВА/ТАСС
Акцизы на табак — пожалуй, один из немногих видов косвенных налогов, повышение которого не вызывает отторжения у законодателей и в обществе, хотя и обуславливает известную социальную напряженность среди курящей части сограждан
РУБЛЕМ ПО НИКОТИНУ
Причина проста — во всем мире рекомендациям ВОЗ этот налог используют как действенную меру по борьбе с курением. И Россия не исключение. Весной этого года Минздрав России принял антитабачную концепцию, в соответствии с которой предполагается, что повышение акцизов на табак и адекватное удорожание сигарет или папирос будет самым жестким образом стимулировать курильщиков отказаться от пагубного пристрастия. Это хорошо со всех точек зрения: людей подвигают вести здоровый образ жизни, укрепляя трудовой потенциал страны, а государственный бюджет получает дополнительно средства (в 2017 году около 510 миллиардов рублей), которые в теории будут потрачены также на благо общества. Однако так ли действенны эти меры?
Акцизы на табак наряду с акцизами на моторное автомобильное топливо и алкоголь — любимый инструмент экономического блока Правительства РФ, гарантированно дающий стабильный рост поступлений в федеральный бюджет. Причем в отличие от выпивки и бензина табачные поборы растут в опережающей прогрессии. По подсчетам известного эксперта в обороте табака Сергея Киселева, табачный акциз на протяжении последних лет ежегодно увеличивается на 35-40 процентов, это не считая так называемого адвалора (процент, уплачиваемый с максимальной розничной стоимости пачки табака). В итоге общий объем сбора табачных акцизов с 1998 года увеличился в триста раз!
А что же здоровье наших сограждан? Улучшилось ли? Стало ли меньше курильщиков? Об этом официальных данных нет, а разного рода расчеты и опросы показывают противоречивые результаты. В 2012 году Россия занимала второе место в мире по числу курильщиков, около 40 процентов взрослого населения было привержено пагубной привычке. Причем эта пропорция особенно не изменилась с начала 1990-х годов, когда Правительство начало активно использовать табачные акцизы как средство пополнения бюджета.
Ситуация начала меняться после того, как фискальные меры дополнили антитабачной пропагандой, запретили курить в общественных местах, исключили «задумчивые затяжки» симпатичных героев в телесериалах и так далее в соответствии с Федеральным законом №15-ФЗ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». За три последующих года процесс сдвинулся с мертвой точки — количество курящих стало уменьшаться. Однако не теми темпами, которых можно было бы ожидать исходя из роста табачных акцизов. В самом деле, с 2012 года объем табачных поступлений в бюджет вырос более чем в два раза, акцизы увеличились примерно на триста процентов, а число никотинозависимых сократилось, по самым оптимистичным данным Минздрава, лишь на 10 процентов (с 41 до 31 процента от общей численности населения), а по другим, включая социологические опросы, лишь на 5-7 процентов, причем в крупных городах даже зафиксирован рост на 15-16 процентов.
Россия по-прежнему находится на втором месте в мире по абсолютному количеству потребляемых сигарет, пропустив вперед только Китай. А в наиболее продуктивном возрасте от 19 до 44 лет курят 49,7 процента граждан России — свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения. При этом, как ни парадоксально, потребление табака снизилось всего на 6 процентов, а количество проданных сигарет упало с 346 миллиардов штук в 2013 году до 274 миллиардов в 2016-м (аж на 20 процентов!). Такая диспропорция возможна только в одном случае: официальная статистика не учитывает нелегальный оборот табачных изделий, которые производят и в России на теневых производственных мощностях, обходя контролирующие государственные органы или криминально взаимодействуя с ними, и в сопредельных государствах вполне легально, но при значительно меньших табачных акцизах, — а затем вчерную, подкупая таможню, и всерую, используя курьеров, ввозят в Россию.
ПАЧКА ДОРОЖЕ -ТЕНЕВИКУ ПРИБЫТОК
Потому сокращение официально продаваемых сигарет на 20 процентов компенсируется контрафактом, и в итоге потребление табака сокращается лишь на 6 процентов. Цифры эти свидетельствуют об одном: самым простым методом, который выбирает Правительство, повышая акцизы на 15-20 процентов каждый год, достичь заявленной цели — сократить адекватными темпами число курильщиков — не удастся.
Причина в том, что дорожающую пачку сигарет успешно заменяет гораздо более дешевый контрафакт. И каждое повышение акциза вызывает рост спроса на нелегальный табак. Есть методика подсчета, которая определяет, как возрастает объем нелегального табака, поступающего на потребительский рынок по всем каналам в зависимости от роста акцизов и доходов населения. Если цена пачки сигарет превышает восемь процентов от уровня ежедневного дохода, потребитель начинает переключаться на более дешевые сорта или на аналогичный контрафакт, который предлагает черный рынок. Понятно, какой вариант выберет среднестатистический курильщик, который, как правило, с трудом отказывается от излюбленной марки сигарет.
Так вот, во Франции уровень доступности пачки возрос за последние три года с 8 до 12 процентов, а доля нелегальной продукции в общем объеме табачного оборота — с 15 до 27 процентов. Примерно то же соотношение и в ряде других европейских стран, а в некоторых — Болгарии, Греции, Румынии — и гораздо выше. Вывод такой: если повысить на процент стоимость табака, то нелегальный рынок вырастет на четыре процента! А что у нас? При средней зарплате 30 тысяч рублей стоимость пачки сигарет составляет около 70 рублей, или примерно те самые 8 процентов. Однако при более детальном анализе выясняется, что средняя зарплата — показатель достаточно лукавый и весьма зависим от региона и социальной группы. В частности, у курильщиков, большинство из которых относятся к низко- и среднеоплачиваемым слоям населения, зарплаты колеблются в пределах 15-20 тысяч, а ведь надо еще учитывать и расходы на детей, поддержку престарелых родителей и так далее. Вот и получается, что каждый пункт прироста акциза приносит прибыль и теневикам от табака.
Тем не менее, Минфин планирует опережающими темпами наращивать акцизы: в натуральном выражении по 15-20 рублей за пачку сигарет в год, что существенно превышает предполагаемый рост зарплат и реально располагаемых доходов населения и, соответственно, стимулирует уход потребителя в контрафактную зону табачного оборота.
Впрочем, все эти возможные издержки компенсируются тем, что так или иначе число курильщиков сокращается. А каждый процент избавившихся от табакозависимости приносит казне косвенный доход примерно на 10-15 миллиардов рублей — уменьшаются расходы на медицину, повышается производительность труда, не считая других неоспоримых благ.
ПЯТЬ ГОЛОВ ТАБАЧНОГО МОНСТРА
(ВОЗ, 2017)
А теперь напомним, что пять мировых компаний, которые контролируют производство и сбыт табачных изделий в глобальном масштабе, потеряли за последние три года примерно 12 миллиардов долларов прибыли. Причина — достаточно успешная реализация антитабачной политики, поддержанной Всемирной организацией здравоохранения и ООН. Тем не менее, табачные гиганты продолжают производить сигареты на астрономическую сумму — около 100 миллиардов долларов. Особо подчеркнем: это легальное производство. О теневом, под возможным скрытым покровительством американских, британских, японских и некоторых других корпораций можно лишь догадываться. Понятно, что лоббистский потенциал этих структур весьма мощен и направлен на то, чтобы любыми путями компенсировать финансовые потери. Потому неудивительно, что в начале сентября 2017 года в прессе появилась информация о письме, которое направила в Правительство России доселе не слишком известная Евразийская табачная коалиция (в нее входят общественные потребительские и антитабачные организации пяти стран ЕАЭС и Монголии).
Суть письма в том, чтобы, исходя из необходимости бороться с табакокурением, повысить через акцизы стоимость пачки сигарет до среднеевропейского уровня. По самым скромным оценкам, в этом случае несчастным курильщикам придется выкладывать за сигареты по 250-300 рублей! Или до 30 процентов ежедневного дохода, исходя из уровня зарплаты 30 тысяч рублей! Напомним, что повышение уровня доступности пачки сигарет на процент повышает оборот теневого рынка на четыре процента, а тут рост 22 процента.
Даже если учесть, что эта пропорция неизбежно уменьшится по причине разового гигантского скачка цен, результат можно прогнозировать весьма невеселый: если предложение общественников из шести стран будет принято к исполнению, серый и черный рынок разрастется на 40-50 процентов. Добавим, что, по данным Федеральной таможенной службы, только за последний год количество контрафактного табака, ввозимого в Россию, возросло в два раза. Откуда везут? По странному совпадению в большинстве случаев из тех стран, представители которых входят как раз в упомянутую Антитабачную коалицию плюс Белоруссия.
Впрочем, совпадение совсем не странное, а закономерное. Дело в том, что в Казахстане, Белоруссии, Армении, Таджикистане, не говоря уже о Монголии, ставки табачных акцизов сегодня ниже российских на 15-30 процентов, что стало мощным стимулом для ввоза сигарет по всем каналам в нашу страну. Разница — а это громадные суммы — оседала в карманах посредников либо попадала на счета производителей табака. И если акцизы будут повышены до уровня европейских, то эта маржа, кратно увеличившись, принесет дополнительную прибыль тем самым корпорациям, компенсируя сокращение легального рынка.
Если считать верным оценочный оборот теневого рынка примерно в 30 процентов от общих продаж табака, то можно сделать вывод, что на каждые десять миллиардов рублей роста доходов казны от повышения акцизов придется три миллиарда рублей, которые поступят в распоряжение зарубежных бизнесменов, минуя российские фискальные органы. И все это под благим предлогом борьбы за идеалы мирового здравоохранения. Остроумно.
ПОСПЕШАЙ НЕ ТОРОПЯСЬ
Что же делать? Есть ли способы противостоять подобным процессам? Бесспорно. Зона ответственности правоохранительных органов — черный рынок, функционирующий вследствие криминальных действий нелегальных производителей и экспортеров табака, которые умудряются подделывать акцизные марки, миновать таможенные рубежи, декларируя высокосортные изделия под видом бюджетной продукции. Здесь все ясно. Серый же рынок, основа которого в разнице акцизов в странах — партнерах по ЕАЭС, можно вывести из тени простым способом: выровнять акцизные ставки до одного уровня во всем едином экономическом пространстве.
(ВОЗ, 2017)
Есть и другая довольно действенная экономическая мера, которую предлагает реализовать председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. Дело в том, что органы исполнительной власти и правоохранители в регионах и муниципальных образованиях (а именно они ближе всего к распространению табачного контрафакта) не заинтересованы в том, чтобы пресекать подобную деятельность. Более того, очень часто подпольные дельцы специфически стимулируют местных чиновников, чтобы последние не замечали явных нарушений. Так вот, Сергей Рябухин предлагает направлять 15 процентов от поступлений табачных акцизов в региональные бюджеты. Тогда региональные власти получат вполне конкретные материальные стимулы, чтобы начать наступление на теневой бизнес. И в целом очень многие проблемы дефицитного консолидированного бюджета могут быть решены: 15 процентов — это примерно 75 миллиардов рублей дополнительных вливаний в субъекты Федерации, которые в совокупности сегодня, в частности, должны коммерческим банкам около 300 миллиардов рублей.
Минфин России в зависимости от результатов переговоров в рамках Евразийского экономического союза (именно эта организация с 2018 года будет регулировать размеры табачных акцизов) планирует повысить уровень налогообложения сигарет на 15-18 процентов. Однако велика вероятность того, что финансисты будут соблазнены возможностью быстро решить тяжелые бюджетные проблемы проверенным безотказным фискальным методом, использовав как повод предложение «вперед, к европейским ценам», содержащимся в упомянутом «письме шести» в Правительство РФ. И нехитрая комбинация, возможно, организованная табачным лобби, кратно увеличит нелегальный оборот сигарет и теневые прибыли, сильно сузив перспективы того, что количество курильщиков станет уменьшаться. Альтернатива есть. Но будут ли приняты во внимание аргументы сторонников действовать экономическими методами, постепенно и не торопясь, в том числе и из Совета Федерации и Госдумы?
Ещё материалы: Сергей Рябухин