Все о пенсиях в России

09:38Минимальный коэффициент для выхода на пенсию в 2025 году составит 30 единиц

12.11.2024Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 году составит 22,5 года

11.11.2024Воспитателям частных детсадов нужно предоставить право на досрочную пенсию

До 21 года купить водку станет сложнее

Стратегия здорового образа жизни, разработанная Минздравом, предлагает ограничить продажу спиртного и табака

13.02.2018 20:09

Врачи называют злоупотребление алкоголем и табаком, а также солью, сахаром и трансжирами одной из главных причин сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии и сахарного диабета. Это побудило Минздрав разработать программный документ — «Стратегию формирования здорового образа жизни населения и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». 

Впервые в России могут появиться ограничения на продажу алкоголя и табака для граждан, не достигших 21 года, полный запрет на продажу спиртосодержащих суррогатов и разделение продуктов на вредные и полезные. Как стало известно «Парламентской газете», ФАС не согласовал текст Стратегии: антимонопольное ведомство, опираясь на позицию Российского союза промышленников и предпринимателей и общественной организации «Деловая Россия», сочло предложения по борьбе с курением слишком жёсткими и попросило предоставить исследования о вреде электронных сигарет и вейпов. 

Есть у службы и альтернатива запрету на спиртосодержащие жидкости-суррогаты. По мнению ФАС, в них можно добавлять вещества, вызывающие рвоту. Также ведомство принципиально настаивает на отказе от введения акцизов на вредные продукты и резкое увеличение акцизов на алкоголь и сигареты. Сейчас Минздрав ожидает отзыва на документ от Минэкономразвития. Когда он будет согласован, то поступит на рассмотрение в Правительство, а после его утверждения будет назначена специальная комиссия, которая предложит пошаговый план работы, в том числе и законодательной.

Сладкие напитки попросят с рынка

Современным детям не хватает белка и фруктов
Первая попытка представить Стратегию всем заинтересованным ведомствам была сделана в январе 2017-го. Однако документ вызвал нарекания и в ФАС, и Минэкономразвития. Их не устроила идея маркировки и введения акцизов на фастфуд, колбасы, чипсы и сладкую газировку, поскольку это предполагает, по их мнению, рост цен и ограничение конкуренции.

В январе 2018 года Минздрав представил новую версию Стратегии. Общий вектор в нём сохранился, а вот «расстрельный список» вредных продуктов, на которые следует ввести акцизы, стал куда менее конкретным. К таковым отнесли сладкие напитки и продукты с высоким содержанием соли. Их перечня пока нет, однако уже понятно, что речь идёт всё о тех же колбасах, чипсах и газировке. Кроме того, документ предполагает разработку рекомендаций для производителей полуфабрикатов, ограничивающие долю сахара, соли, насыщенных жиров и трансжиров «с целью вытеснения с рынка продуктов с их избыточным содержанием». Пока остаётся неясным, намерен ли Минздрав вытеснять торты и соленья — продукты, которые без избыточного количества сахара и соли просто не приготовить.

Что касается алкоголя и сигарет (в том числе электронных сигарет и вейпов) предлагается планомерно повышать акцизы на эти товары, а также зафиксировать запрет на их рекламу, в том числе и косвенную. Кроме того, ограничить продажу крепкого алкоголя и сигарет гражданам старше 18 лет, но не достигших 21 года. Уточняется, что речь идёт о продаже «в местах массового проживания, отдыха, работы и учёбы» молодых людей. По всей видимости, подразумевается ограничение продаж вблизи вузов и общежитий.

В документе также предложен полный запрет розничной продажи дешёвых спиртосодержащих жидкостей, потребляемых населением в качестве суррогатов. Напомним, массовое отравление такими жидкостями в Иркутске в конце 2016 года унесло жизни более 70 человек.

Прерогатива Минздрава обозначить, что и как на самом деле. Он не сам изобретал список этих продуктов, это консолидированное решение медицинской среды.

В последние годы парламентарии не раз вносили различные поправки, касающиеся запрета продажи алкоголя и сигарет гражданам до 21 года, однако каждый раз их отклоняли. Так, в 2009-м году депутат Антон Беляков (сейчас является представителем Владимирской области в Совете Федерации) предложил запретить такую продажу. Аналогичные поправки выдвигал и первый зампред Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Вячеслав Фетисов, однако буквально на днях, 12 февраля 2018 года, нижняя палата отклонила его инициативу. Причина - повышение возрастного ценза может привести к увеличению потребления молодёжью нелегального алкоголя и росту теневого рынка.

За рубежом всё ещё жёстче

Концепция нова для России, но документ лишь подводит нормативы к мировым, отметил бывший главный санитарный врач России, ныне — первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко. Продажа алкоголя и сигарет до 21 года запрещена в США, а до 20 лет — в Норвегии, Японии и ряде других стран.

«Также у медиков есть понятие «мусорный продукт», которое может не нравиться бизнесу. Прерогатива Минздрава обозначить, что и как на самом деле. Он не сам изобретал список этих продуктов, это консолидированное решение медицинской среды. Оно общее с Всемирной организацией здравоохранения», — сказал Онищенко «Парламентской газете».

Антитабачное законодательство необходимо ужесточить
Кстати, рекомендации ВОЗ по вредным продуктам легли в основу госпрограмм по здоровому питанию во многих странах мира. Например, в Финляндии в рамках программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями более 20 лет красным цветом помечают продукты с повышенным содержанием соли. В Великобритании производители еды и напитков используют на упаковках разноцветные значки, отображающие уровень содержания в продукте сахара, соли, жира. В Соединённых Штатах производители обязаны помещать на упаковке «подсказки» для покупателей: «рекомендуемая порция», «количество порций в упаковке», — и указывать содержание сахара, трансжиров и их долю от дневной нормы потребления.

ГОСТ, светофоры, или ничего не надо?

Сейчас значок ГОСТ, который ставят на продукты некоторые производители, — скорее маркетинговый ход, ведь стандарты носят рекомендательный характер, да и за их соответствием нет жёсткого контроля. Однако после принятия Стратегии следующим по логике шагом может стать введение обязательных госстандартов, уверены в Комитете Госдумы по охране здоровья, члены которого выступают как эксперты при принятии Стратегии.

«Для любого продукта должен быть стандарт, который достижим весьма сложным путём. Уверен, что последовательное появление ГОСТов приведёт к хорошим рыночным механизмам», — заявил «Парламентской газете» председатель Комитета Дмитрий Морозов. Что касается повышения акцизов на алкоголь и табак, то, по мнению депутата, оно должно быть плавным.

По словам члена этого же комитета Татьяны Соломатиной, все добросовестные пищевые предприятия заинтересованы в том, чтобы был стандарт качества. Более того, парламентарий поддерживает введение так называемых «продуктовых светофоров». С таким предложением осенью выступил Роспотребнадзор.

Есть неполезные продукты, которые должны стоить дороже. А деньги с акцизов будут потрачены на профилактику болезней тех, кто эти продукты потребляет.

«Я считаю, что полки в магазинах должны быть трёх цветов, где зелёный — экологически чистые, безвредные продукты, а красный обозначал, напротив, продукты, содержащие вредные добавки. Чтобы попасть на зелёную полку, производитель должен пройти очень серьёзный отбор», — уверена Соломатина.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт также согласна с основными принципами Стратегии Минздрава.

«Я на стороне Минздрава. Есть неполезные продукты, которые должны стоить дороже. А деньги с акцизов будут потрачены на профилактику болезней тех, кто эти продукты потребляет», — заявила сенатор «Парламентской газете». И напомнила, что сейчас прорабатывается целый комплекс инициатив для повышения контроля за качеством продуктов — это и законопроект об органических продуктах, и изменения Роспотребнадзора в КОАП по фальсификату, и законопроект о контрольных закупках, который позволит более эффективно отслеживать качество. «Очень важно по всем продуктам прийти к единым требованиям по маркировке, как это уже сделано по рыбе. Маркировка должна чётко отражать состав», — считает Гехт.

С последним согласны и в бизнес-среде. Так, директор Российской гильдии пекарей и кондитеров Михаил Крихели в разговоре с «Парламентской газетой» заявил, что маркировка должна стать главным источником информации о продукте, чтобы покупатель мог отнестись к его покупке ответственно.

«Вредных продуктов в пище не должно быть в принципе. Но когда покупатель берёт с полки продукт, он должен получить объективную информацию о том, что в нём содержится. И сам решать, брать его или нет», — считает эксперт.

Вместе с тем Крихели убеждён, что государству не следует торопиться со списками вредных продуктов и введением жёстких госстандартов, а дать возможность самостоятельно регулировать рецептуру изделий субъектам рыночных отношений.