Дмитрий Ворона: Российский «Запорожец» может стать народным автомобилем
В регионе готовы восстановить производство машин и агрегатов к ним и не сомневаются в их востребованности
Запорожская область — крупный промышленный центр, однако из-за близости боевых действий многие предприятия не могут работать на полную мощность. При этом в регионе есть все предпосылки, чтобы восстановить машиностроительное производство и даже возродить легендарный «Запорожец», который может стать современным народным автомобилем. Об этом 30 октября в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал член Комитета Совета Федерации по экономической политике, сенатор от Запорожской области Дмитрий Ворона.
- Дмитрий Николаевич, на каких основных направлениях делает акцент Совет по вопросам интеграции воссоединенных субъектов при Совфеде, первое заседание которого прошло 24 октября?
- Совет по вопросам интеграции воссоединенных субъектов создан по инициативе председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, его возглавил первый вице-спикер нашей палаты Андрей Яцкин, в состав входят представители многих государственных ведомств, которые могут и должны содействовать ускоренной интеграции наших регионов. Сейчас, как вы знаете, установлены сроки завершения интеграционных процессов по различным направлениям, в среднем три-пять лет. Но люди просят ускориться по наиболее важным для них направлениям, чтобы полностью жить по российским законам и правилам. Это требует серьезной координации, поэтому Совет по вопросам интеграции и был создан. Задача — помочь местным парламентам принять нормативную базу, которая должна работать на местах.
Одна из глобальных проблем — состояние документов. У людей есть проблемы с подтверждением трудового стажа, фактов рождения и смерти, прав собственности. Совет Федерации взял на себя роль глобального интегратора в этих вопросах.
- Какова сейчас экономическая ситуация в регионе?
- Мелитополь как временная столица Запорожской области — крупный машиностроительный центр, который обеспечивал другие предприятия, в частности «ЗАЗ», агрегатами и даже двигателями в полной сборке. Сейчас моторный завод является одной из военных целей для противника, поэтому запускать его мы пока не спешим, главное — сохранить до окончания активных боевых действий. Но в планах уже есть запуск индустриального парка и восстановление предприятий. Всего в городе около ста предприятий, это серьезный потенциал. Раньше они были в основном ориентированы на европейский рынок, а теперь, мы уверены, будут востребованы в России. Пока работают около тридцати предприятий, но не в полную силу. На полную мощность сейчас работают сельскохозяйственные предприятия, обрабатывающая промышленность.
- Есть ли вероятность возвращения Запорожского автомобилестроительного завода?
- Мы однозначно верим, что вернем это предприятие и восстановим его. Завод «Коммунар», как он изначально назывался, планировался для производства народных автомобилей, поэтому вокруг Запорожья была создана полная производственная цепочка, чтобы обеспечивать локальное производство автомобилей. Вы, конечно, помните и «Запорожец», и «Таврию», а затем Daewoo. У нас были проблемы с двигателями, но я думаю, когда вернемся к производству полного цикла, они будут решены.
- Как работает банковский сектор, как развивается рынок ипотечного кредитования?
- Здесь все опять упирается в документацию. Любое кредитование, будь то потребительское или промышленное — это история с документами. Есть проблемы с картографированием, что очень важно для сельского хозяйства и развития городского строительства, а также проблема переноса доступных данных из старых реестров в новые. Росреестр над этим вопросом работает, мы планируем ее завершить в течение трех лет, хотя в законе на это отвели пять лет.
Мы постоянно ставим вопросы доступности кредитов на наших территориях перед Минфином и Минэкономразвития. Ищем совместные решения с Правительством — и обязательно их найдем. Что касается расчетов, то российская система передачи финансовых сообщений в нашем регионе работает штатно, за исключением территорий, наиболее близких к боевым действиям, где по понятным соображениям есть перебои с интернетом. Но даже если нет возможности безналичных расчетов, всегда можно использовать банкоматы, а в крайнем случае — обращаться в органы власти, где всегда помогут.
- Как обстоят дела с развитием городской среды?
- Тяжело обсуждать проекты развития городской среды, когда идут постоянные обстрелы. Сейчас для нас актуальнее строительство укрытий и убежищ. Поэтому, к сожалению, пока у нас сохраняется угроза ракетных обстрелов или артиллерийских ударов, мы минимизируем строительство инфраструктуры, которая может быть разрушена. Упор же делаем на бесперебойном развитии коммунальных систем. На территории Запорожской области решены проблемы с газом и водоснабжением, которые еще недавно были для нас серьезным вызовом.
- В этом году Запорожская область во второй раз будет отмечать День народного единства. Люди ждут праздника?
- Однозначно у нас будет праздник. Есть определенная несостыковка: люди не до конца понимают значение этого дня, считая День народного единства своим праздником, и если у кого-то на улице спросить про смысл 4 ноября, то, скорее всего, ответят, что он посвящен объединению, единству наших регионов с Россией. С этим посылом люди отмечают этот праздник. Мы, конечно, разъясняем его подлинную историю, но общий подход нам нравится. Мы не делаем больших анонсов по соображениям безопасности, но мероприятия, в том числе массовые, у нас будут. Людям важно понимать и ощущать, что регион живет нормальной спокойной жизнью.
Читайте также:
• В новых регионах оцифруют записи о браках и о рождении детей
Ещё материалы: Дмитрий Ворона , Андрей Яцкин, Валентина Матвиенко