Дмитрий Козак: в регионах не будет дефицита бюджета
Субъекты Федерации начнут развиваться по стратегическому плану
Дмитрий Козак. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов
Проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов уже получил определение как «бюджет роста». Но судя по дискуссии на «правительственном часе» в Совете Федерации 29 ноября, с не меньшим основанием можно охарактеризовать этот документ как «бюджет развития регионов».
«Стимулировать слабых, не разорять сильных»
Доклад о том, как идёт реализация Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, с которым перед сенаторами выступил заместитель председателя Правительства России Дмитрий Козак, был наполнен многими принципиальными новшествами. Нет, цели, сформулированные в Основах, которые, напомним, были утверждены Указом Президента России 16 января 2017 года, известны уже минимум десяток лет: обеспечить устойчивый экономический рост регионов и создать условия равных социальных прав граждан вне зависимости от места проживания. Но до последнего времени цели эти не всегда и не везде удавалось достичь. В том числе, как подчеркнул вице-премьер, вследствие того, что федеральный Центр пытался изменить баланс отношений с регионами в свою пользу, накладывая на местные бюджеты социальные расходы, не подкреплённые финансированием.
С будущего года ситуация, как следует из доклада, принципиально меняется. Отношения между Москвой и российской глубинкой будут формироваться в соответствии с принципами стратегического планирования, о необходимости перехода к которому на региональном уровне не раз говорили в Совете Федерации. В палате даже была создана рабочая группа во главе с Сергеем Калашниковым, первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, которая и занималась этой темой. Рекомендации рабочей группы, судя по докладу Козака, учтены в «Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».
Прежде всего это касается формирования модельных бюджетов и перспектив пространственного развития регионов в соответствии с разработанными ещё советской научной школой, в частности академиком Абелом Аганбегяном, принципами территориально-пространственного планирования. Теоретически эти принципы намечено реализовать, как подчеркнул Козак, по двум направлениям: будут определены наиболее эффективные параметры пространственной структуры экономики в регионах; одновременно сконструируют систему поддержки регионов из федерального Центра на принципах справедливости, прозрачности и предсказуемости финансово-экономических механизмов, которые призваны, по выражению одного из сенаторов, «стимулировать слабых и не разорять сильных».
Стратегия пространства и времени
Это, повторим, в теории, которая, как правило, всегда безупречна. А что на практике? За относительно небольшое время, меньше года, намечены принципиальные изменения. С 2018 года будет введена система моделирования региональных бюджетов на научной основе. В зависимости от конкретных территориально-географических условий определят норму бюджетных расходов на среднестатистического гражданина: от 25-50 тысяч в год в южных и центральных регионах до 150 тысяч рублей в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
По результатам «правительственного часа» в Совете Федерации можно констатировать, что в экономической модели государства начались серьёзные реформы в пользу давно провозглашённого долгосрочного стратегического планирования.
К тому же в рамках межведомственной комиссии по региональному развитию уже проинвентаризированы доходы и расходы всех субъектов Федерации. Выяснилось, что в 57 регионах налоговый потенциал не позволит выполнить нормативы модельного бюджета, причём сделать это даже с учётом дотаций не смогут в 24 субъектах. 28 регионов вполне благополучны, включая 12 «доноров». Эти особенности были учтены в федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов: 645 миллиардов рублей субсидий и дотаций из федерального Центра были распределены таким образом, чтобы все регионы получили равные стартовые возможности и выполнили модельные социальные обязательства.Учли и долговую нагрузку: реструктуризация обязательств по бюджетным кредитам, если, разумеется, на местах наладят работу и смогут нарастить налоговый потенциал, позволит получить около 450 миллиардов рублей дополнительно. В прогнозируемый плановый режим вошло и выделение 72 субсидий: впервые за 25 лет они распределены между субъектами Федерации в бюджете в конце года, а не в марте или августе, как это происходило раньше. Соответственно, местные власти могут расходовать деньги планомерно и без авралов, что крайне важно, например, для строительства, затрат на медицину и зарплату бюджетникам.
Эти новшества, как подчеркнул вице-премьер, не только создали благоприятные условия для развития во всех без исключения регионах, но и впервые за многие годы позволили полностью закрыть прогнозный дефицит консолидированного бюджета регионов Российской Федерации, подтверждая неоспоримое преимущество системного планирования перед стихийностью плохо отрегулированной рыночной экономики. Да, по результатам «правительственного часа» в Совете Федерации можно констатировать, что в экономической модели государства начались серьёзные реформы в пользу давно провозглашённого долгосрочного стратегического планирования. И это не менее важно, чем вполне конкретные меры и денежные суммы, направленные федеральным Центром на подъём российских регионов.