Для защиты клиентов Tad Travel могут создать временное объединение туристов
Проблему выплаты компенсаций пострадавшим также предлагается вынести на общественные слушания

Российские туристы, которых бросила на произвол судьбы в Турции компания Ted Travel, уже по возвращении в Россию получат компенсации из фонда «Турпомощь». По мнению законодателей, можно обязать фонд перечислять деньги сразу, но в этом случае туры подорожают.
Хватит ли денег на компенсации?
24 августа туроператор Ted Travel заявил о приостановке своей деятельности, объяснив решение сложной эпидемиологической обстановкой в Турции из-за вируса Коксаки. Роспотребнадзор назвал это заявление «манипуляцией» и назвал наиболее вероятной причиной невыполнения компанией своих обязательств демпинг цен на путёвки. Президент компании Четин Бозаджы Джафер сейчас находится за границей и не выходит на связь.
По данным объединения туроператоров по выездному туризму «Турпомощь», туры у Ted Travel на момент приостановки деятельности компании купили 1400 человек на общую сумму 27,6 миллиона рублей. У тех, кто уже успел уехать в Турцию, оказались неоплаченными обратные билеты и проживание в отелях. По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, финансового обеспечения компании в 50 миллионов должно хватить на компенсации всем туристам. Финансовая ответственность компаний застрахована в страховых компаниях «Инвестстрах» и «Якорь». А в фонд персональной ответственности туроператора внесено 900 тысяч рублей.
«Пока неизвестно, какую сумму потребуют туристы, которые несли вынужденные траты, находясь на отдыхе, — повторно оплачивали отели, покупали обратные билеты, заказывали трансфер в аэропорт», — рассказала Тюрина.
Подушка безопасности стоит недёшево
Сейчас необходимый минимум для стартового капитала турагентства составляет 700 тысяч рублей в регионах и 900 тысяч рублей в Москве. В Госдуме считают, что повышать этот предел не нужно.
«Если мы будем ужесточать правила, то бизнес не сможет работать, мы можем навредить турбизнесу», — сказал «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Сергей Кривоносов.
Депутат пообещал, что нижняя палата будет содействовать тому, чтобы людям, пострадавшим от деятельности Ted Travel, вернули деньги. Парламентарий также подчеркнул, что граждане вправе требовать и морального ущерба.
«Турпомощь» — это подушка безопасности, которую формируют сами туроператоры. Но этот механизм очень зыбкий.
«Это надо считать и обсуждать и, может быть, провести общественные слушания, чтобы принять правильное решение, — отметил законодатель. — Я буду предлагать создать временное объединение, чтобы оно отстаивало интересы туристов и проводило переговоры с компанией. Суд — это только в крайнем случае, потому что это тоже связано с расходами граждан и временными затратами».У фонда «Турпомощь» есть исчерпывающий перечень ситуаций, в которых туристам возвращают расходы в случае возникновения на отдыхе форс-мажорных ситуаций. Но этот фонд выплачивает деньги уже после того, как турист вернулся в Россию. А что делать, если человек, допустим, купил тур по системе «всё включено» и оказался в поездке без денег на проживание и на обратный билет? Ответа на этот вопрос нет.
Глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов считает, что можно законодательно обязать «Турпомощь» выплачивать деньги сразу же, как турист оказался в сложной ситуации. Но в этом случае туры, скорее всего, подорожают.
«Турпомощь» — это подушка безопасности, которую формируют сами туроператоры. Но этот механизм очень зыбкий, — отметил депутат. — Чем больше будет эта подушка, тем больше операторы будут туда направлять и тем дороже будут путёвки. Так что туроператоры стараются отправлять туда как можно меньше средств, и мы имеем очень зыбкую систему поддержки туристов».
По словам Ярослава Нилова, закон об основах туристской деятельности постоянно претерпевает изменения после того, как в нём выявляют пробелы. Но закон не заставит участников рынка полноценно работать, уверен депутат.
«Каждый из них пытается сэкономить, работает не прозрачно, полноценной информации об их деятельности нет», — сказал он.
За чистотой отрасли должны следить СРО
Парламентарии уверены, что финансовые гарантии для туроператоров и так достаточны. К тому же за мошенничество в турбизнесе существует уголовная ответственность. По словам члена Комитета Госдумы по международным делам Виталия Милонова, чтобы избежать повторения истории с Ted Travel, нужно улучшить саморегулирование в туристической отрасли.
«СРО должна следить за чистотой отрасли, чтобы не допускать на рынок сомнительные компании. Особенно тщательно нужно контролировать рынок в сезон летних отпусков, когда люди массово покупают путёвки», — сказал депутат «Парламентской газете».
Виталий Милонов рекомендовал туристам внимательнее отнестись к выбору направления отдыха, посоветовав не ехать в Турцию.
«Как видите, с Турцией больше всего проблем. То самолёты туда не летают, то рейсы задерживаются и люди сидят сутками в аэропорту и не могут вылететь, люди тонут, травятся… Лучше отдыхать в других странах, и не только в России, потому что у нас мало тёплых мест для отдыха», — пояснил парламентарий.
Ярослав Нилов в свою очередь считает, что исправить ситуацию можно, совершенствуя систему страхования. Так, можно обязать туроператора предлагать клиенту страховать все риски при покупке тура. Сейчас туристы покупают самую дешёвую страховку и могут рассчитывать лишь на небольшую помощь в крайнем случае. Но есть и другие виды страховки, которые покрывают большее количество рисков.
Кроме того, депутат предложил ещё один выход — взять ответственность на себя и самим формировать свой тур, бронируя отель, самостоятельно покупая билеты и оплачивая трансфер. Риски при этом минимальны, а ответственность за путешествие лежит только на самом туристе.

Ещё материалы: Ярослав Нилов