Вместе с тем в этой отрасли много проблем, нуждающихся в законодательном урегулировании, считает председатель Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по делам национальностей и общественных объединений Александр Евай. Мыслями о том, какие шаги необходимо предпринять законодателям, он поделился с читателями журнала.
РФС: Александр Вадетович, долгое время Ямал являлся лидером в оленеводстве не только в России, но и, пожалуй, в мире. Как обстоят дела сейчас?
Александр Евай: Общая земельная площадь Ямало-Ненецкого автономного округа составляет 77 миллионов гектаров, из которых почти 64 процента пригодны для использования в качестве оленьих пастбищ. Это позволяет содержать примерно 660 тысяч голов северных оленей. Фактическое поголовье на начало 2014 года в автономном округе составляло 740 тысяч голов. Говоря проще, на сегодняшний день на территории Ямала сосредоточено до 44 процентов общероссийской и почти одна треть общемировой численности домашнего северного оленя.
РФС: Такое огромное поголовье, это хорошо?
Александр Евай: С одной стороны, это хорошо. В оленеводстве заняты преимущественно коренные малочисленные народы Севера, а развитие этой отрасли, как известно, является главным условием сохранения их традиционного образа жизни. С другой стороны, более актуальной становится проблема сохранения оленьих пастбищ — важнейшего ресурса традиционного хозяйствования. Под оленеводство, как правило, используются земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий. Так, под оленьи пастбища на Ямале занято почти 64 процента всей площади. Из них наибольшие по площади оленьи пастбища расположены на землях сельскохозяйственного назначения -более 50 процентов, и на землях лесного фонда — более 42 процентов. В настоящее время для такого большого оленьего стада пастбищ не хватает, поскольку из сельскохозяйственного оборота выведены сотни тысяч гектаров. Дефицит пастбищ в Ямальском и Тазовском районах, например, обострился в результате промышленного освоения этих территорий. Нефтегазовые, транспортные коммуникации серьезно осложняют сезонную миграцию оленей.
Есть необходимость искусственного сокращения поголовья ради хотя бы частичного восстановления в течение 10 — 15 лет кормовой базы, ныне весьма скудной. Аргументы следующие. Высота лишайников составляет уже 0,5 — 2 сантиметра, тогда как в 30-е годы прошлого столетия она достигала 3 — 4 см. Запасы трав сократились в полтора-два раза. Питательный ягель вытесняют малопродуктивные виды растений. Огромному стаду не хватает корма, олени медленно набирают вес, сами по себе мельчают, что, кстати, признают и специалисты-животноводы. Через какое-то время объем растительной массы станет настолько мал, что последует резкое естественное сокращение поголовья в результате падежа. Что мы и наблюдали уже в 2014 году. Правда, этому способствовали и природные условия, гололед, бескормица.
РФС: Что мешает сократить поголовье, тем более сейчас, когда в условиях внешних экономических санкций страна нуждается в мясе и мясной продукции?
Александр Евай: Вопрос сокращения оленпоголовья не такой простой, как кажется на первый взгляд. На сегодняшний день для Ямало-Ненецкого автономного округа характерно сочетание двух форм оленеводства — коллективного и личного. И это эффективно с точки зрения сохранения этого вида традиционной деятельности. Начиная с 70-х годов владельцы личных оленей сначала медленно, затем все более интенсивно стали наращивать собственное поголовье. То есть главная особенность оленеводства округа в том, что 56 процентов всего поголовья оленей находится в хозяйствах населения и только 44 процента — в собственности сельхозпредприятий. В некоторых районах в собственности физических лиц находится до 70-80 процентов поголовья. Сегодня кочевой образ жизни ведут около 16 тысяч человек из числа коренных малочисленных народов Севера. И для них оленеводство не просто работа, а образ жизни. Поэтому необходимо думать об эффективных экономических рычагах, которые позволили бы оленеводу-частнику снизить поголовье своего оленстада, не боясь за свое будущее и будущее своих детей.
Сегодня такая работа ведется. Раньше лишь незначительная доля оленей — около 20 процентов — подвергалась промышленной переработке. Но поскольку северный олень является животным универсальной продуктивности, в результате разведения которого можно получать не только мясо высшей категории, но и лекарственные препараты, одежду, транспорт, в округе проявляются тенденции к полному использованию продукции оленеводства. Развивая это направление, мы обеспечиваем оленеводу большую прибыль, а отрасли даем новое развитие.
РФС: Получается, что проблема решаема?
Александр Евай: Да. Но для этого необходимо совершенствовать правовую базу, и в первую очередь федеральную. Проведя анализ федерального законодательства, а также анализ правоприменительной практики, мы пришли к пониманию, что важные проблемы развития северного оленеводства в Ямало-Ненецком автономном округе такие же, как и во многих северных регионах страны. На сегодняшний день правовое положение оленеводства в России не определено специальным федеральным законом. Регулирование отрасли осуществляется в соответствии с нормами Конституции РФ, федеральными законами о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение сельского хозяйства, гражданским, земельным, лесным и экологическим законодательствами. Это накладывает определенные трудности.
РФС: Их много?
Александр Евай: Скажем откровенно — не мало. Отсутствие четко закрепленных определений и понятий в сфере северного оленеводства приводит к массе пробелов. Недостаточно урегулированные права и интересы частных оленеводов, отсутствие в законодательстве мер по поддержке и развитию «малого оленеводства» осложняют решение вопросов об оказании поддержки семейным хозяйствам с небольшим поголовьем оленей. Отсутствие четких механизмов регулирования научной деятельности в отношении оленеводства затрудняет получение информации о допустимой природной и антропогенной нагрузке на оленьи пастбища, сбалансированности поголовья оленей и пастбищ для их выпаса. Низкая эффективность правовых норм о рекультивации техногенно нарушенных земель не позволяет эффективно использовать эти земли, в частности в качестве оленьих пастбищ. Вопрос о земельных отношениях в оленеводстве, о статусе оленьих пастбищ стоит остро.
Также есть потребность в нормативно-правовых актах системы внедрения и использования новых информационных технологий ведения зоотехнического и племенного учета, идентификации северных оленей. Применение, например, чипов для мечения животных будет способствовать снижению трудоемкости селекционной, племенной и ветеринарной работы, повышению точности и скорости получения сводной информации по поголовью. Необходимо также ввести механизмы страхования от природных и других катаклизмов.
РФС: Но часть этих вопросов наверняка можно решить и на региональном уровне?
Александр Евай: Можно, и мы этим занимаемся. Идет проработка вопросов страхования домашних оленей, в том числе посредством внедрения таких новаций, как региональные государственные фонды поддержки оленеводства. Сегодня в автономном округе разрабатывается организационно-правовая модель государственной региональной поддержки оленеводства, предусматривающая стимулирование оленеводов-частников к систематизированному учету и идентификации оленей, самостоятельному регулированию численности поголовья, исходя из рекомендуемых показателей, посредством предоставления гарантий государственного страхования. Предполагается, что эта модель позволит создать предпосылки для баланса численности поголовья домашних оленей и ресурсов оленьих пастбищ, личных интересов оленеводов и государства.
Помимо этого, с 1998 года в округе действует региональный закон «Об оленеводстве». На тот момент он позволил закрыть некоторые проблемы в отрасли, но в настоящее время требует серьезной корректировки. Сейчас ведется работа над его новой редакцией, которую мы планируем принять до конца текущего года. Перечисленные выше пробелы федерального законодательства мы постарались восполнить в новом законопроекте, но все же необходима серьезная работа на федеральном уровне.
Андрей Погорелов