Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Для развития оленеводства необходимы современные законы

Северное оленеводство является главной, профилирующей отраслью сельского хозяйства коренных жителей Ямало-Ненецкого автономного округа, позволяю­щей сохранить самобытную культуру коренных малочисленных народов Севера, обеспечить питанием, изготовить национальную одежду. Кроме того, оленевод­ство — это традиционный образ жизни и хозяйствования, природопользования, сформировавший и поддерживающий этноэкологические традиции коренных народов Ямала… 

23.11.2014 15:56

Для развития оленеводства необходимы современные законы
 
Вместе с тем в этой отрасли много проблем, нуждающихся в законодательном урегулировании, считает председатель Комитета Законодатель­ного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по делам национальностей и общественных объединений Александр Евай. Мыслями о том, какие шаги необхо­димо предпринять законодателям, он поделился с читателями журнала.
 
РФС: Александр Вадетович, долгое время Ямал являлся лидером в оле­неводстве не только в России, но и, пожалуй, в мире. Как обстоят дела сейчас?
 
Александр Евай: Общая земельная площадь Ямало-Ненецкого автоном­ного округа составляет 77 миллионов гектаров, из которых почти 64 про­цента пригодны для использования в качестве оленьих пастбищ. Это позво­ляет содержать примерно 660 тысяч голов северных оленей. Фактическое поголовье на начало 2014 года в авто­номном округе составляло 740 тысяч голов. Говоря проще, на сегодняшний день на территории Ямала сосредото­чено до 44 процентов общероссийской и почти одна треть общемировой чис­ленности домашнего северного оленя.
 
РФС: Такое огромное поголовье, это хорошо?
 
Александр Евай: С одной стороны, это хорошо. В оленеводстве заняты преимущественно коренные мало­численные народы Севера, а развитие этой отрасли, как известно, являет­ся главным условием сохранения их традиционного образа жизни. С дру­гой стороны, более актуальной ста­новится проблема сохранения оле­ньих пастбищ — важнейшего ресурса традиционного хозяйствования. Под оленеводство, как правило, использу­ются земли сельскохозяйственного на­значения, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий. Так, под оленьи пастбища на Ямале заня­то почти 64 процента всей площади. Из них наибольшие по площади оле­ньи пастбища расположены на землях сельскохозяйственного назначения -более 50 процентов, и на землях лес­ного фонда — более 42 процентов. В настоящее время для такого большого оленьего стада пастбищ не хватает, поскольку из сельскохозяйственного оборота выведены сотни тысяч гек­таров. Дефицит пастбищ в Ямальском и Тазовском районах, например, обо­стрился в результате промышленного освоения этих территорий. Нефтега­зовые, транспортные коммуникации серьезно осложняют сезонную мигра­цию оленей.
 
Есть необходимость искусственного сокращения поголовья ради хотя бы частичного восстановления в течение 10 — 15 лет кормовой базы, ныне весь­ма скудной. Аргументы следующие. Высота лишайников составляет уже 0,5 — 2 сантиметра, тогда как в 30-е годы прошлого столетия она достигала 3 — 4 см. Запасы трав сократились в полто­ра-два раза. Питательный ягель вытес­няют малопродуктивные виды растений. Огромному стаду не хватает кор­ма, олени медленно набирают вес, сами по себе мельчают, что, кстати, призна­ют и специалисты-животноводы. Через какое-то время объем растительной массы станет настолько мал, что после­дует резкое естественное сокращение поголовья в результате падежа. Что мы и наблюдали уже в 2014 году. Правда, этому способствовали и природные ус­ловия, гололед, бескормица.
 
РФС: Что мешает сократить поголо­вье, тем более сейчас, когда в услови­ях внешних экономических санкций страна нуждается в мясе и мясной продукции?
 
Александр Евай: Вопрос сокращения оленпоголовья не такой простой, как кажется на первый взгляд. На сегод­няшний день для Ямало-Ненецкого ав­тономного округа характерно сочета­ние двух форм оленеводства — коллек­тивного и личного. И это эффективно с точки зрения сохранения этого вида традиционной деятельности. Начиная с 70-х годов владельцы личных оленей сначала медленно, затем все более ин­тенсивно стали наращивать собствен­ное поголовье. То есть главная особен­ность оленеводства округа в том, что 56 процентов всего поголовья оленей находится в хозяйствах населения и только 44 процента — в собственно­сти сельхозпредприятий. В некоторых районах в собственности физических лиц находится до 70-80 процентов по­головья. Сегодня кочевой образ жизни ведут около 16 тысяч человек из числа коренных малочисленных народов Се­вера. И для них оленеводство не просто работа, а образ жизни. Поэтому необ­ходимо думать об эффективных эконо­мических рычагах, которые позволили бы оленеводу-частнику снизить по­головье своего оленстада, не боясь за свое будущее и будущее своих детей.
 
Сегодня такая работа ведется. Раньше лишь незначительная доля оленей — около 20 процентов — под­вергалась промышленной переработ­ке. Но поскольку северный олень яв­ляется животным универсальной про­дуктивности, в результате разведения которого можно получать не только мясо высшей категории, но и лекар­ственные препараты, одежду, транс­порт, в округе проявляются тенденции к полному использованию продукции оленеводства. Развивая это направле­ние, мы обеспечиваем оленеводу боль­шую прибыль, а отрасли даем новое развитие.
 
РФС: Получается, что проблема реша­ема?
 
Александр Евай: Да. Но для этого не­обходимо совершенствовать правовую базу, и в первую очередь федераль­ную. Проведя анализ федерального законодательства, а также анализ правоприменительной практики, мы пришли к пониманию, что важные проблемы развития северного олене­водства в Ямало-Ненецком автоном­ном округе такие же, как и во многих северных регионах страны. На сегод­няшний день правовое положение оленеводства в России не определено специальным федеральным законом. Регулирование отрасли осуществля­ется в соответствии с нормами Кон­ституции РФ, федеральными закона­ми о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение сельского хозяйства, гражданским, земельным, лесным и экологическим законодательствами. Это накладывает определенные трудности.
 
РФС: Их много?
 
Александр Евай: Скажем откровенно — не мало. Отсутствие четко закреплен­ных определений и понятий в сфере се­верного оленеводства приводит к массе пробелов. Недостаточно урегулирован­ные права и интересы частных оленево­дов, отсутствие в законодательстве мер по поддержке и развитию «малого оле­неводства» осложняют решение вопро­сов об оказании поддержки семейным хозяйствам с небольшим поголовьем оленей. Отсутствие четких механизмов регулирования научной деятельности в отношении оленеводства затрудняет получение информации о допустимой природной и антропогенной нагрузке на оленьи пастбища, сбалансирован­ности поголовья оленей и пастбищ для их выпаса. Низкая эффективность правовых норм о рекультивации техногенно нарушенных земель не позволяет эффективно использовать эти земли, в частности в качестве оленьих пастбищ. Вопрос о земельных отношениях в оле­неводстве, о статусе оленьих пастбищ стоит остро.
 
Также есть потребность в норма­тивно-правовых актах системы вне­дрения и использования новых ин­формационных технологий ведения зоотехнического и племенного учета, идентификации северных оленей. При­менение, например, чипов для мечения животных будет способствовать снижению трудоемкости селекцион­ной, племенной и ветеринарной рабо­ты, повышению точности и скорости получения сводной информации по поголовью. Необходимо также ввести механизмы страхования от природных и других катаклизмов.
 
РФС: Но часть этих вопросов наверня­ка можно решить и на региональном уровне?
 
Александр Евай: Можно, и мы этим занимаемся. Идет проработка вопро­сов страхования домашних оленей, в том числе посредством внедрения таких новаций, как региональные государственные фонды поддержки оленеводства. Сегодня в автономном округе разрабатывается организаци­онно-правовая модель государствен­ной региональной поддержки олене­водства, предусматривающая стиму­лирование оленеводов-частников к систематизированному учету и иден­тификации оленей, самостоятельному регулированию численности поголо­вья, исходя из рекомендуемых пока­зателей, посредством предоставления гарантий государственного страхова­ния. Предполагается, что эта модель позволит создать предпосылки для баланса численности поголовья до­машних оленей и ресурсов оленьих пастбищ, личных интересов оленево­дов и государства.
 
Помимо этого, с 1998 года в округе действует региональный закон «Об оленеводстве». На тот момент он позволил закрыть некоторые проблемы в отрасли, но в настоящее время требует серьезной корректировки. Сейчас ведется работа над его новой редакцией, которую мы планируем принять до конца текущего года. Перечисленные выше пробелы федерального законодательства мы постарались восполнить в новом законопроекте, но все же необходима серьезная работа на федеральном уровне.
 
Оленеводство
 
Андрей Погорелов
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 10312