Для интернет-магазинов готовят новые правила
Россиянам хотят расписать точный состав блинов и пиццы, которые они заказывают на дом
На сайтах по доставке продуктов или готовой еды необходимо указывать, что входит в состав товаров, нет ли там ГМО и аллергенов — соответствующую обязанность порталов предполагает законопроект, внесённый в Госдуму Законодательным собранием Ленинградской области 20 февраля. К 2021 году, как стало известно «Парламентской газете», обновится законодательная и нормативная база, которая касается сферы защиты прав потребителей.
Когда покупатель узнаёт всю правду о своём заказе
На ресурсах интернет-магазинов сегодня масса завлекательных описаний вроде «невероятно вкусная и полезная еда». Но насколько это правда, узнать сложно: размещать данные о составе продуктов или блюд сайты сейчас не обязаны. И какие ингредиенты, например, использовали для приготовления теста для пиццы, покупатель может узнать только в момент доставки — по Закону «О защите прав потребителей» соответствующая информация должна быть указана на этикетках или в документах, которые привозит с собой курьер. Там прописывают названия всех использованных для приготовления ингредиентов, пищевых и биологически активных добавок, информацию о компонентах, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, если ГМО в этих компонентах больше девяти десятых процента. Также указывают пищевую ценность, правила хранения продуктов, способ изготовления готовых блюд, вес или объём, дату и место изготовления и расфасовки, противопоказания, если какие-то добавки нельзя употреблять при определённых заболеваниях.
Депутаты Ленобласти считают, что покупатель имеет право владеть полной информацией ещё до доставки, когда он только знакомится с ассортиментом на сайте или в буклете. Это должно помочь потребителю определиться с выбором и минимизировать случаи возврата товара продавцу, уверены областные парламентарии, которые разработали и внесли в Госдуму соответствующий законопроект.
В Совете Федерации отнеслись к инициативе положительно. «Чем больше информации о товаре или услугах, тем больше понимания у потребителя, что он получит именно тот продукт, который ему необходим», — сказал «Парламентской газете» председатель Комитета палаты по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко.
Но всё же он не уверен, что сейчас получится принять такой законопроект. Дело в том, что к 2021 году должна обновиться законодательная и нормативная база, которая касается сферы защиты прав потребителей. Поэтому инициатива о новых правилах для интернет-магазинов по доставке еды может быть или отложена или учтена при разработке этих документов, полагает Тимченко.
На что имеет право клиент интернет-магазина
В законе о защите прав потребителей дан исчерпывающий список того, что покупатель может увидеть на сайте или других ресурсах компаний, которые торгуют дистанционно. Там должно быть полное наименование фирмы, её адрес, порядок оплаты и доставки товаров. О самом товаре до его передачи должны быть известны основные потребительские свойства, место изготовления, цена, условия приобретения, срок службы, срок годности и гарантийный срок, а также сроки, в течение которых действует предложение. Всё остальное — при получении.
Правда, если покупателя что-то не устроило — хоть цвет упаковки, — он имеет право отказаться от привезённой вещи в любой момент до покупки. Из этого правила единственное исключение - от товара с индивидуально-определёнными свойствами, например, мебели, сделанной по оригинальному эскизу заказчика, отказаться нельзя, если только нет претензий к его качеству.
В законе о защите прав потребителей дан исчерпывающий список того, что покупатель может увидеть на сайте или других ресурсах компаний, которые торгуют дистанционно.
После того как покупка совершена, гражданин также может вернуть вещь, если сохранены её товарный вид и потребительские свойства. Сделать это можно в течение семи дней, деньги за товар продавец должен перечислить в течение десяти дней. Вычитается только стоимость доставки. Если же он не вернёт деньги, нужно направить продавцу претензию, а при отсутствии эффекта — обратиться в суд. В случае, когда у покупки обнаруживаются недостатки, которые не были заранее обговорены продавцом, покупатель имеет право обращаться с требованием о замене или возврате денег в течение двух лет.
Некоторые товары, которые не испорчены, а просто не подошли, вернуть не получится. Они перечислены в специальном постановлении Правительства. Например, нельзя возвращать предметы личной гигиены, парфюмерию, драгоценности, носки и бельё, бытовую химию, оружие, мебель, книги, животных и растения. Продавцы имеют право не принимать сложные приборы, к примеру, компьютер или электронную игрушку, а также ткани, кабели, строительные и отделочные материалы, которые отрезали под заявленные покупателем размеры. А вот вопрос возврата еды, если человек вдруг решит, что ему не нужны привезённые продукты, сегодня никак не урегулирован. Этот пробел тоже надо будет исправить, считает Тимченко.
В 2019 году в законе о защите прав потребителей появилось новое понятие — «владелец агрегатора информации о товарах». Речь идёт о сайте, который размещает объявления разных интернет-магазинов и принимает оплату в безналичной форме. Владельцы таких маркетплейсов несут ответственность за информацию, которую «пускают» на свой сайт, и отвечают за убытки, которые покупатель несёт из-за недостоверных сведений. Они освобождаются от ответственности, только если продавец изначально передал им неверную информацию.
Покупатель может также потребовать от агрегатора, чтобы ему вернули деньги, если товар не пришёл вовремя. При этом он должен отправить продавцу свой отказ от покупки и представить копию отказа агрегатору. А 4 февраля Госдума приняла в первом чтении законопроект, который наделяет Правительство полномочиями регулировать деятельность владельца агрегатора при заключении договора розничной купли-продажи между продавцом и потребителем, «в том числе при осуществлении продажи товаров дистанционным способом».
Лекарства всё-таки планируют продавать дистанционно
В последние годы много говорится и о том, чтобы разрешить привозить на дом некоторые товары, которые сейчас нельзя продавать через Интернет. Например, аптеки сегодня имеют право разместить на своих сайтах информацию о препаратах и дать возможность покупателям забронировать товар, но забирать покупки людям приходится всё-таки в обычной аптеке.
В октябре 2017 года Правительство предложило разрешить доставку лекарств, отпускаемых без рецепта. Госдума приняла такой законопроект в первом чтении в декабре того же года, но ко второму чтению пока не приступила. Правда, это собираются сделать в ближайшее время. По словам руководителя фракции «Единая Россия» Сергея Неверова, документ практически подготовлен к рассмотрению и его могут принять в весеннюю сессию. Комитет Госдумы по охране здоровья и межфракционная рабочая группа по лекарственному обеспечению уже порекомендовали одобрить инициативу.
Собирались разрешить и интернет-торговлю алкоголем. Минфин несколько лет работает над законопроектом, который должен был дать дорогу дистанционной продаже вина, шампанского, пива и сидра. Против первой редакции такого документа выступил Минздрав — были опасения, что это повысит потребление алкоголя населением. В прошлом году в Минфине решили доработать законопроект, но в Госдуму его пока не внесли.