Для газификации российских регионов не хватает точных данных
Сенаторы предлагают создать единую информсистему для мониторинга данных по энерго- и теплоснабжению субъектов федерации
Исполнить поручение президента и газифицировать страну по точно выверенному плану до 2024 года, а не «на глазок», как это нередко происходит сейчас, можно лишь при условии, что вся статистическая информация по топливно-энергетическому балансу (ТЭБ) в регионах будет синхронизирована с требованиями, утвержденным министерством энергетики. Сейчас показатели разнятся, что ставит под угрозу точность выполнения важного начинания. Устранить такое неодолимое статпрепятствие поможет в том числе создание единой информационной системы мониторинга состояния ТЭБ по всем регионам. Соответствующее предложение глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов направит 9 июня в письме премьер-министру Михаилу Мишустину. Документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты».
Зачем регионам балансы
Согласно действующему законодательству, развитие газификации на территории России проводится на основании межрегиональных и региональных программ. В 2018 году кабмин также утвердил комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Логическим продолжением темы стало заявление этой весной спикера Совфеда Валентины Матвиенко о необходимости принятия программы газификации страны. Председатель отмечала, что эта тема исключительно важна в работе сенаторов, и ещё важнее добиться ощутимых результатов в выполнении задач в этой области.
Напомним, совет по вопросам газификации регионов в Совфеде, который официально начал работу 11 марта, уже рекомендовал Правительству подготовить предложения по ускорению темпов газификации субъектов РФ, предложив также рассмотреть возможность внесения поправок, направленных на снижение стоимости подключения жилья к газу.
На одном из первых заседаний совета, 27 апреля, глава Минэнерго Александр Новак предложил на законодательном уровне закрепить обязательство регионов утверждать свои топливно-энергетические балансы (ТЭБ), что, по его мнению, должно помочь более точному пониманию вопроса газификации региона. ТЭБ — это такой документ, который дает полную картину о добыче, переработке, транспортировке, преобразовании, распределении и конечном потреблении в регионе всех видов энергетических ресурсов и определяет эффективность их использования.
Министр пояснил, что сейчас норма по формированию ТЭБ предусмотрена далеко не во всех субъектах, в итоге программы газификации делаются «без учета того, какая структура баланса потребления энергии будет в регионе».
Росстат должен делиться данными бесплатно
За минувшие полтора месяца в Совете Федерации в этом направлении была проведена объемная работа, сообщил «Парламентской газете» председатель комитета по экономической политике Андрей Кутепов. В общей сложности сенаторы сумели систематизировать информацию из 60 регионов, придя к выводу, что основной проблемой при составлении ТЭБ является несоответствие данных Росстата формам, утвержденным Минэнерго, из-за чего нередко случаются расхождения одних и тех же показателей.
Следующей глобальной проблемой является полнота и достоверность предоставленных сведений ресурсоснабжающими организациями. Данные приходится собирать непосредственно у субъектов топливно-энергетического комплекса, что может влиять на качество итогового ТЭБ региона, отмечает Андрей Кутепов.
При составлении ТЭБ возникают также определенные трудности, связанные с недостаточностью информационной базы данных по ввозу, вывозу энергоресурсов, объёмом потерь на стадии потребления. А кроме того, в статистических отчетах отсутствуют данные о реализации энергетических ресурсов частными организациями и физлицами.
Устранить проблемные места, по мнению Андрея Кутепова, возможно, если узаконить формат ТЭБ, исключив нормативно-рекомендательный характер приказа Минэнерго. Помимо этого необходимо определить полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти, порядок предоставления информации хозяйствующими субъектами, вопросы отчетности и контроля за исполнением топливно-энергетических балансов.
Также предлагается разработать и использовать единую информационную систему мониторинга состояния ТЭБ по всем регионам, а учитывая ограниченные возможности региональных бюджетов, предлагается рассмотреть вопрос о безвозмездном предоставлении статистической информации Росстатом.
В Госдуме предлагают создать нацпроект по газификации
Проблемам газификации в Госдуме сегодня также уделяют повышенное внимание. Свежий пример — предложение депутата Олега Быкова, направленное премьеру Михаилу Мишустину, о создании самостоятельного национального проекта в области газоснабжения в России. Быков считает, что одним из основных сдерживающих факторов в реализации запланированных мероприятий региональных программ являются ограниченные финансовые возможности многих региональных и муниципальных бюджетов.
В связи с этим «сегодня особого отношения заслуживает вопрос разработки и утверждения» единой федеральной программы по газификации российских территорий, заявил он. По словам Быкова, она должна в том числе предусматривать создание самостоятельного нацпроекта в области газоснабжения.
Законодатель полагает, что формирование такого нацпроекта и единой программы вместе с имеющимся комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры «может служить предметной правовой основой» для исполнения поручений президента Владимира Путина по газификации.
Напомним, глава государства поручил правительству поэтапно завершить газификацию российских регионов к 2024 году и к 2030 году — с установлением соответствующих целевых показателей. В рамках выполнения поручений президента станет возможным решить многие проблемы и устранить сдерживающие факторы развития газификации, включая упрощение процедуры технологического присоединения и снижения финансовой нагрузки на потребителя.