Для беспилотников напишут правила воздушного движения

А следить за их исполнением будут региональные центры автоматизации со специально обученными нейросетями

Тема: Петербургский международный экономический форум — 2023

14.06.2023 14:48

Автор: Николай Козин

Для беспилотников напишут правила воздушного движения
  © Тимур Ханов/ПГ

Уже в ближайшем будущем беспилотники в России захватят все сферы жизни — от доставки продуктов и коммерческих грузов до обработки полей и ловли рыбы. Будущее отрасли и ее интеграцию в российское законодательство по указу Владимира Путина обсуждали эксперты и представители технологических компаний на Петербургском международном экономическом форуме.

На земле, в небесах и под водой

В ближайшие годы сферу беспилотных летательных аппаратов в России ждет взрывной рост: аналитики предрекают ей увеличение на 200—400 процентов, уверен спецпредставитель президента по цифровому и технологическому развитию и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. БПЛА окончательно вышли за рамки дорогих и малопонятных игрушек, сейчас с их помощью предлагают доставлять коммерческие грузы и осваивать океаны.

«Сейчас мы, например, на 80 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель используем всего несколько десятков дронов против сотен тысяч, которые используются в этой же отрасли Индией и Китаем, — отметил генеральный директор технологического кластера Т1 Игорь Калганов. — Нарастив их использование для мониторинга посевов, дистанционного опрыскивания и прочих процедур, мы можем на десятки, если не на сотни процентов повысить урожайность сельхозкультур и обеспечить полное импортозамещение сельхозпродукции».

По словам Пескова, использование беспилотных аппаратов в сельском хозяйстве особенно актуально для России: «Сейчас у нас из-за изменений климата происходит прирост территорий, пригодных для ведения сельскохозяйственной деятельности. И, по данным разных экспертов, применение дронов в этой области — автоматических систем мониторинга посевов и средств защиты растений — позволяет повысить производительность всей отрасли в среднем на 50 процентов».

Еще одно перспективное направление, по словам участников секции, — добыча морских ресурсов при помощи подводных беспилотников. Если небо и даже земля — вспомним запущенные в день старта ПМЭФ беспилотные грузовики на трассе «Нева» — у нас худо-бедно освоены, то с водными просторами дела обстоят далеко не так радужно. При том что потенциал тут кроется огромный.

«Раньше мы с трудом могли себе представить, каково это — ловить рыбу при помощи подводных лодок, — сказал Игорь Калганов. — Теперь мы вполне можем говорить об использовании для этих целей малогабаритных беспилотных электрических аппаратов. Такие разработки сейчас ведутся, в том числе нашими инженерами, и, я думаю, в ближайшие годы мы их представим».

Читайте также:

• Силовикам хотят разрешить отслеживать полеты беспилотников в реальном времени

Автомобиль, но низколетящий

Беспилотники, несмотря на бешеные темпы их развития, все равно еще остаются новинкой. Так, в России они до сих пор не интегрированы в единое воздушное пространство. Непонятно, что делать и какими законами руководствоваться, когда летающих коптеров станет не десятки и даже не сотни, а тысячи и миллионы. Ускорить процесс «открытия неба» для БПЛА не так давно потребовал Владимир Путин. Сроки президент обозначил жесткие — до 1 сентября. В экспертных компаниях, которые вместе с Правительством работают над этим, сомневаются, что смогут их выдержать, но готовы приложить все усилия.

«На самом деле тут нет ничего особо сложного, — пояснил «Парламентской газете» председатель комитета организации «Деловая Россия» по развитию транспортной инфраструктуры Олег Бадера. — Наоборот, нужно все значительно упростить. А за основу взять принципы законодательного регламентирования дорожного движения: вот у нас есть единое для всех законодательство, есть федеральные трассы и дороги, но большинство взаимодействий все равно происходит на региональном уровне».

По словам Бадеры, беспилотники должны развиваться примерно в тех же рамках, в которых прежде развивался автомобильный транспорт. «У нас в регионах будут создаваться центры автоматизации, специальные сервисы на основе нейросетей, которые позволят любому беспилотнику подняться в небо, пролететь, куда ему нужно, и оказать пользователю услугу, — пояснил эксперт. — А федеральный центр напишет для этих центров единые правила, называйте их правилами воздушного движения, если хотите».

Появятся ли эти правила к 1 сентября — вопрос, признался Бадера, пока что открытый, слишком уж сильно техническая сторона вопроса разошлась с законодательной. Однако работа ведется активно.

«Надо понимать, что такое поручение дал президент, — заключил эксперт. — А тут попробуй не успеть».