Деньги в регионы должны поступать быстрее
Вячеслав Володин предложил изменить порядок выделения средств субъектам, а при обсуждении бюджета учитывать реализацию инвестпроектов на российских территориях
Масштабные прорывные задачи, которые стоят перед страной, могут быть решены, если главный инструмент для их реализации — федеральный бюджет — будет работать надёжно и точно, как часовой механизм. Идеология распределения бюджетных средств при этом должна стать простой: деньги в регионы необходимо направлять не во втором полугодии, как это, зачастую, происходит сейчас, а в первом квартале.
Для этого все министерства и ведомства должны заранее к концу года после принятия закона о бюджете на следующую трёхлетку подготовить все необходимые подзаконные акты. Кроме того, Правительству необходимо принять меры по сокращению разрыва между наиболее обеспеченными и малообеспеченными регионами и более внятно наполнить финансами госпрограмму по развитию сельских территорий, без которых она не заработает в полную силу. Инвестиции в развитие регионов — это ещё одна тема, которой следует надолго закрепиться в повестке Правительства. Всё перечисленное должно быть учтено при принятии бюджета на следующую трёхлетку, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин в ходе заседания фракции «Единая Россия» 25 сентября.
Министерствам надо поторопиться
Грядущие социально-экономические преобразования, предполагающие серьёзные траты, призывают к тому, чтобы идеология федерального бюджета изменилась. Во главе угла должны стать эффективность использования государственных средств на благо человека. В связи с этим председатель палаты предложил радикально усовершенствовать порядок предоставления средств из бюджета регионам, направляя их не в июле или августе, а в начале года.
«Правильно было бы, чтобы проект закона о бюджете, который мы будем рассматривать, содержал требования по его эффективному исполнению и реализации, — отметил Вячеслав Володин. — У нас многие вопросы не решаются не из‑за того, что нет денег, а из‑за того, что эти деньги приходят в регионы во втором полугодии. По этой проблеме правильно было бы сформировать сегодня позицию, её закрепить и делать все возможное, чтобы нормативные акты профильных министерств принимались до конца текущего года. Мы об этом говорили, и нас поддержал президент, есть позиция председателя Правительства, он поддержал этот вопрос».
По словам спикера Госдумы, решение этого вопроса не требует денег, здесь нужна ответственность и дисциплина, и в первую очередь речь идёт о конкретных профильных министерствах.
Присутствовавший на заседании фракции первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов инициативу председателя палаты поддержал. В дальнейшем вопрос будет прорабатываться профильными комитетами палаты.
Бюджетная обеспеченность и сельские территории
Не менее важно, по мнению Вячеслава Володина, поэтапно преодолеть разницу в бюджетной обеспеченности между регионами. Он напомнил, что сейчас разрыв семикратный, но из‑за мер, которые принимает министерство финансов, он снизился в два раза.
«Давайте выработаем решения, чтобы этот разрыв сократить ещё больше. Когда мы говорим о троекратном разрыве, — это очень большой разрыв в бюджетной обеспеченности», — сказал он, отметив, что сокращение разницы возможно в течение «двух-трёх лет».
Также председатель Госдумы обратил внимание на важность поддержки инвестиционных проектов в субъектах. «Когда мы говорим о развитии регионов, речь идёт о возможностях реализовать в регионах инвестиционные проекты, без них регионы развиваться не будут, — заявил он. — Развивая экономику в регионах, мы будем развивать экономику России».
По мнению Володина, было бы правильно тот пакет инвестиционных инициатив, которые сегодня имеются в субъектах, каким‑то образом подкрепить, тем более, что эта задача была определена Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию.
Спикер Госдумы предложил отдельно обсудить госпрограмму развития сельских территорий, «потому что то, как она сегодня представлена в бюджете, нас не устраивает», «Там меньше всего бюджетная обеспеченность. Тема должна быть на отдельном контроле», — подчеркнул он.
С этим согласился руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. «С учётом того, что предлагаемое Минфином финансирование государственной программы составляет всего 45 процентов от паспортного уровня, мы считаем, что Минфин как профильное ведомство должно инициировать изменения в постановление, которыми будет установлено, что предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъектов в отношении госпрограммы комплексного развития сельских территорий осуществляется без учёта уровня расчётной обеспеченности субъекта и составляет 95 процентов», — сказал депутат.
Региональные проекты поддержат из ФНБ
Антон Силуанов, в свою очередь, сообщил, что проект федерального бюджета поступит в Госдуму 30 сентября. Основное внимание в нём уделено решению социальных вопросов и реализации нацпроектов.
Кроме того, он отметил, что благодаря макроэкономическим показателям и бюджетному правилу удалось достичь такого уровня сбалансированности, когда бюджет стал нечувствительным к внешним неблагоприятным факторам, в том числе и санкциям. «Сейчас нам не страшны внешние влияния, потому что бюджет сбалансирован на трёхлетку и независимо от внешней конъюнктуры мы выполним все обязательства», — констатировал министр.
Сейчас нам не страшны внешние влияния, потому что бюджет сбалансирован на трёхлетку и независимо от внешней конъюнктуры мы выполним все обязательства.
Бюджетные расходы запланированы таким образом, что ежегодно в течении трёх лет они будут увеличиваться на триллион рублей. «Причём не за счёт нефтегазового сектора, а за счёт реальной экономики, — уточнил Силуанов. — Таким образом, мы получим возможность генерировать дополнительные ресурсы для выполнения обязательств в социальной сфере».
Что касается развития экономики, то этому поспособствуют крупные инвестпроекты. В их реализацию будут вложены деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ), объём которых в следующем году превысит семь процентов ВВП.
«Мы можем направлять ресурс на инвестирование. Сегодня Правительство обсуждает механизм и принципы. Главный вопрос — инвестировать ли весь объём сверх семи процентов или только часть», — сказал Силуанов, добавив, что тема постоянно обсуждается с Центробанком, чтобы не допустить инфляционного давления.
По мнению главы Минфина, средства ФНБ необходимо направлять лишь в те проекты, которые дадут синергетический эффект и кратный прирост частных инвестиций. «Проекты такие есть, в том числе и в регионах. Мы готовы работать вместе с субъектами и рассматривать средства ФНБ, чтобы поддерживать там инвестиционную активность», — сказал министр.
Встреча с министром финансов завершилась итоговым решением фракции о создании рабочей группы, которая начнёт свою работу уже на следующей неделе с тем, «чтобы принятие бюджета было законодательно обеспечено решением приоритетных задач». Об этом журналистам рассказал Сергей Неверов. Он уточнил, что речь идёт в первую очередь о сокращении реальных сроков доведения средств из федерального бюджета в регионы, сокращении межбюджетного разрыва, обеспечении инвестиционных проектов регионов и развитии сельских территорий.
«В рамках рабочей группы, которая создана во фракции, на этой региональной неделе с Минфином, с профильными министерствами, на которые «завязаны» средства, мы это проговорим», — уточнил депутат. По итогам обсуждения будет подготовлен, в частности, проект постановления Госдумы, в котором отметят необходимые изменения в бюджете и законодательстве, которые необходимо принять вместе с проектом бюджета (во втором чтении).
Ещё материалы: Вячеслав Володин , Сергей Неверов