Демпинг торговых сетей в регионах остановят законом
Соответствующий документ может быть внесён в Госдуму в осеннюю сессию
ФОТО: «ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА»/Константин Капунов
Только за последние десять лет в стране прекратили деятельность более 250 региональных торговых сетей. В дальнейшем тенденция может лишь усугубиться — федеральные ретейлеры на местных рынках нередко становятся монополистами за счёт искусственного снижения цен на продукты. Исправить ситуацию призван законопроект «О демпинге», который разрабатывается членом Комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрием Юрковым.
От заниженных цен в супермаркетах в итоге страдает потребитель
Федеральные ретейлеры, обладающие значительной финансовой устойчивостью, могут продавать в регионах товары по ценам ниже закупочных.
«Понятно, что местные торговые сети не могут позволить себе этого. Законопроект запрещает поставки и продажу в торговых сетях товаров по ценам ниже их себестоимости», — рассказал на пресс-конференции в «Парламентской газете» Дмитрий Юрков.
От заведомо сниженных цен на товары в крупных супермаркетах местные покупатели выигрывают только в краткосрочной перспективе — после ухода с рынка местных сетей стоимость продуктовой корзины граждан растёт. Так, к примеру, произошло в селе Байкалово Свердловской области, где в 2016 году минимальный набор продуктов стоил дороже всего по стране — 3181 рубль, напомнил парламентарий. Естественно, если в населённом пункте нет конкуренции, ретейлеру не приходится делать скидки и бороться за покупателей.
«Поэтому в долгосрочной перспективе от демпинга федеральных сетей страдают и сами граждане», — отметил Юрков. Депутат убеждён: если не запретить демпинг со стороны федеральных торговых сетей в регионах, число «средних» игроков на рынке будет сокращаться.
Впрочем, спасать региональные сети и местных производителей административными инструментами законодатель не намерен — это приведёт к дискриминации рынка ретейла.
«Условия должны быть одинаковыми для всех, а регулирования ценообразования не будет. Но при этом необходимо исключить для федеральных сетей возможность иметь преференции. Речь идёт о демпинге крупных ретейлеров, который приводит к свёртыванию региональных торговых сетей и ограничению доступа к прилавкам для местных производителей», — пояснил Юрков.
Эксперты опасения законодателя отчасти разделяют. Как только федеральный игрок приходит на местный уровень, он приводит стандартизированный ассортимент, к которому нужно приспосабливаться и региональным производителям, и потребителям, пояснила свою позицию финансовый аналитик Ирина Канунникова.
«Причём местным товаропроизводителям подстроиться под стандарты крупных ретейлеров сложно», — указала она.
Продовольственные сети хотят дифференцировать
При этом, по его словам, все крупные торговые сети вместе взятые не удовлетворяют антимонопольным критериям доминирующего положения — их доля на российском рынке не превышает 30 процентов.