Совсем недавно на предыдущем пленарном заседании палаты он отчитывался перед сенаторами за исполнение федерального бюджета за 2012 год. Но не прошло и двух недель, как министр на парламентских слушаниях представил парламентариям основные параметры главного финансового документа страны — проекта федерального бюджета на 2014—2016 годы.
Хотя проект бюджета является совершенно новым документом, он уже настолько много и часто обсуждался на различных политических «площадках», что в докладе главы Минфина не было какой-то особенно свежей информации, которая так или иначе уже не звучала бы, в том числе и в стенах Совета Федерации. А вот в других выступлениях она была. Так, открывая слушания, спикер палаты Валентина Матвиенко очень четко и однозначно обозначила, чего ждет палата регионов от будущего бюджета, с чем сенаторы не согласны и какие приоритеты они будут отстаивать в дальнейшей работе над этим документом. Судя по всему, при имеющемся понимании, чего этот бюджет разрабатывался в напряженной макроэкономической ситуации как внутри страны, так и в мире, когда при падении темпов экономического роста приходится одновременно решать две трудносовместимые задачи — ограничивать бюджетные расходы и выполнять все социальные обязательства — вопросов и претензий к проекту основного финансового документа страны набирается немало.
И это при том, как подчеркнула Председатель Совета Федерации, что многие предложения палаты, высказанные еще по концепции формирования федерального бюджета на три предстоящих года, правительством были учтены. В сложившихся условиях, заявила Валентина Матвиенко, от всех требуются новые нестандартные решения, нацеленные на повышение экономического роста. И ряд подходов, по ее мнению, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития, — это, безусловно, шаги в правильном направлении.
Но вот прогноз социально-экономического развития страны на 2014 — 2016 годы выглядит достаточно амбициозно, считает спикер Верхней палаты парламента. В нынешнем году, заявила Валентина Матвиенко, прирост ВВП составит, по экспертной оценке, лишь 1,8 процента, основной же вариант прогноза предполагает, что в 2014 году этот показатель достигнет 3 процентов. Насколько реалистичны эти планы, и насколько Минэкономразвития готово нести за них ответственность? Председатель Совета Федерации напомнила, что год назад утвержденный парламентариями закон о бюджете исходил из прогноза, что прирост ВВП в 2013 году составит 3,7 процента, в 2014 году — 4,3 процента, дефицит федерального бюджета в 2015 году прогнозировался почти нулевым. Теперь же в представленном проекте в 2015 году дефицит бюджета предусмотрен в размере одного процента ВВП. И так, подчеркнула Матвиенко, со многими другими показателями.
Естественно, что Совет Федерации как палату регионов больше всего беспокоят межбюджетные отношения и обеспечение сбалансированности региональных бюджетов. В этой связи спикер палаты отметила, что объем трансфертов региональным бюджетам в 2014 году снизится по сравнению с текущим годом почти на 6 процентов и составит 1 361 млрд рублей. Однако настораживает то, что сокращение федеральной помощи происходит на фоне замедления роста доходов регионов, увеличения расходных обязательств и нарастающего дефицита региональных бюджетов. В следующем году он может составить уже 220 миллиардов рублей, заявила Валентина Матвиенко. Все это ведет к значительному росту долгового бремени бюджетов субъектов Федерации.
Казалось бы, проект бюджета предусматривает бюджетные кредиты регионам в размере 200 миллиардов рублей. Но вернуть субъектам Федерации предстоит уже 340 миллиардов. Очевидно, что многим регионам вновь придется прибегнуть к дорогим заимствованиям у банков, а ведь уже сейчас уровень долговой нагрузки в ряде субъектов создает реальный риск неисполнения расходных обязательств. По мнению Валентины Матвиенко, следует разработать специальный комплекс мер, нацеленный на повышение эффективности долговой политики регионов и сокращение объема их долговых обязательств, прежде всего за счет реструктуризации бюджетных кредитов и снижения доли банковских кредитов в структуре долга региона.
Крайне важно, подчеркнула Валентина Матвиенко, так выстраивать межбюджетные отношения, чтобы трансферты стали стимулом для самостоятельного развития регионов. Она обратила внимание правительства на то, что одним из таких стимулов выступают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Проект бюджета предусматривает индексацию таких дотаций на 5 процентов ежегодно в 2014-м и 2015 годах. Вместе с тем, в 2016 году дотации не будут проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции.
На расширение финансовой самостоятельности регионов направлена и новая схема формирования единой субвенции, заявила Валентина Матвиенко, отметив, что принятие этого решения полностью соответствует рекомендациям Совета Федерации. Предусмотрено увеличение помощи регионам на реализацию майских Указов Президента. В этом федеральном бюджете она вырастет на 50 миллиардов рублей к 2016 году.
При всей сложности экономической ситуации и необходимости сокращения бюджетных расходов есть и другие статьи федерального бюджета, на которые просто не должна подниматься рука, считают в Совете Федерации. По мнению Валентины Матвиенко, в бюджете следует предусмотреть средства для финансирования в полном объеме уже взятых обязательств в области образования, науки, здравоохранения, предусмотренных майскими Указами главы государства, который подчеркнул, что все социальные обязательства перед гражданами должны быть, безусловно, исполнены. Выполнение этих задач, кроме всего прочего, — вопрос доверия граждан государству. Только при нем возможно устойчивое развитие Российского государства и общества в целом, заявила Председатель Совета Федерации.
Среди основных приоритетов Валентина Матвиенко назвала финансирование мер по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на период до 2017 года. Она обратилась к Минфину с предложением рассмотреть возможность выделения в бюджете не менее 100 миллиардов рублей на развитие программы софинансирования строительства детских садов. Еще один приоритет — финансирование культуры, что определено Указом Президента, в соответствии с которым 2014 год в России объявлен одом культуры. Минфин выделил дополнительные средства на его проведение, правда, вместо обещанных 4 миллиардов денег оказалось почти на четверть меньше. Да еще и Министерство культуры получило сокращение своего бюджета в сравнении даже с этим годом. Такое положение дел вызывает настороженность, заявила Валентина Матвиенко, и Совет Федерации будет держать этот вопрос на контроле.
В ходе слушаний прозвучало много интересных выступлений. На трибуну выходили и правительственные чиновники, и сенаторы и даже главы регионов, высказывались различные, порой противоречивые, прогнозы и неожиданные предложения. Вот, например, о чем говорил губернатор Костромской области Сергей Ситников. По его мнению, для решения первоочередных проблем необходимо, прежде всего, проанализировать и пересмотреть перечень полномочий, закрепленных за Федерацией регионами и муниципалитетами. Далее, провести ревизию действующей системы межбюджетных отношений, предусмотреть финансовое обеспечение расходов региональных бюджетов, связанных с изменением федерального законодательства. И в ближайшее время наложить мораторий на принятие федеральных законов, приводящих к росту расходов бюджетов регионов. Бюджетный кодекс, заметил губернатор, предусматривает, что ответственность за принятие тех или иных расходных обязательств по законодательству несет тот орган, который их принимал. На практике это не работает.
По мнению Сергея Ситникова, нужно ввести реальный механизм стимулирования регионов, обеспечивающих рост собственных доходов. И, без сомнения, следует наводить порядок с «серыми» и «черными» зарплатами, так же, как и с налогами на доходы физических лиц. На взгляд губернатора, поступление НДФЛ должно быть направлено в тот субъект, где гражданин, его семья проживают и получают государственные и муниципальные услуги. Как полагает глава Костромской области, если эти вопросы будут решены, то хотя бы частично удастся сбалансировать региональные бюджеты и обеспечить достойные условия для жизни граждан.