Что ждёт электронную цифровую подпись
Инструмент стал важным механизмом цифровой экономики, считают эксперты

Цифровая подпись, являющаяся полным электронным аналогом обычной подписи на бумаге, становится всё более популярной у россиян: её применяют как простые граждане, так и юридические лица при ведении документооборота. Каково состояние рынка электронной подписи в России? Как найти компромисс между бизнесом и госрегулированием при использовании нового инструмента? Об этом говорили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».
Как уйти от бумажного документооборота
Федеральный закон «Об электронной подписи» вступил в силу в апреле 2011 года, напомнила первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова. Документ регулирует применение двух видов электронных подписей — простой и усиленной, которая может быть неквалифицированной и квалифицированной.
Простой подписью пользуются физические лица — она удобна в применении, а главное — бесплатна. «Поэтому такая подпись стала инструментом взаимодействия физических лиц с госорганами», — отметила член Экспертного совета по вопросам использования облачных вычислений при Министерстве связи и массовых коммуникации Анастасия Лабуцкая. Так, в силу вступило постановление Правительства, согласно которому граждане получают госуслуги, используя простую электронную подпись. Документ устанавливает, что для оформления заявок на предоставление госуслуг онлайн может быть использована простая цифровая подпись.

«Что касается усиленной квалифицированной подписи, она стала основным инструментом для бизнеса — такая подпись подтверждает юридическую значимость документа», — добавила Лабуцкая.
А вот усиленная неквалифицированная электронная подпись приобрела наибольшее распространение в системах дистанционного банковского обслуживания, сообщил бизнес-партнёр по информационной безопасности ПАО «Сбербанк» Иван Янсон. «Сейчас появляется всё больше сервисов и видов электронного документооборота, которые позволяют применять квалифицированную подпись. Самый простой пример — электронный документооборот, в котором юрлица могут подписывать счета-фактуры с помощью этого инструмента. Это позволяет уйти от бумажного документооборота. Электронная подпись возникает также при кредитовании с залогами и при подаче заявлений о возврате НДС», — указал эксперт.
Цифровая подпись не просто востребована в бизнесе — она становится обязательным инструментом работы на рынке, продолжила руководитель проекта «Электронные документы — эффективная экономика» Елена Ткаченко. «Это особенно касается розничных сетей, поставщиков товаров повседневного спроса. Потому что требования по сдаче отчётности связаны с применением электронной подписи так же, как и работа с передачей фискальных данных, ЕГАИС, система маркировки и прослеживаемости, которая сейчас будет охватывать все группы товаров», — добавила Ткаченко.

Успешно применяют цифровую подпись и образовательные организации. Как рассказала доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Альбина Фатхутдинова, с момента поступления в вуз студенты оформляют универсальную карточку, которая позволяет использовать простую электронную подпись. «Карточка используется как пропуск, на неё зачисляется стипендия, благодаря ей можно пользоваться электронной библиотекой», — сказала она.
Доверенности могут перевести в электронный вид
Сегодня в Минкомсвязи России разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи», обратила внимание Людмила Бокова. «Документ даёт возможность применения облачной электронной подписи, вносит изменения в технологию подписания электронных документов и впервые поднимает вопрос о создании и применении доверенностей в электронном виде», — сообщила сенатор.
«Законопроект содержит и положительные, и отрицательные стороны», — отметил Иван Янсон. «К плюсам законопроекта относится, во-первых, легализация технологии облачной подписи, что крайне востребовано сейчас, так как это современная цифровая технология. Во-вторых, введение такого института, как ДТС — доверенной третьей стороны. Он необходим при работе с международным документооборотом, когда возникает вопрос с подтверждением зарубежной подписи».
В то же время у бизнес-сообщества законопроект вызывает определённые опасения. В частности, Иван Янсон обратил внимание на вопрос повышения ответственности удостоверяющих центров.

«Сама по себе идея правильная, слишком большое количество удостоверяющих центров при отсутствии системного контроля может привести к несоблюдению некоторыми центрами всех требований. Однако введение жёстких финансовых требований по их капиталу не совсем корректно: большой капитал не характеризует качество работы удостоверяющего центра», — подчеркнул он.
В частности, шла речь о возможном сокращении числа центров чуть ли не до 15. Эксперты видят в такой мере риск для сферы — резкие ограничивающие меры могут разрушить отрасль выпуска сертификатов квалифицированной электронной подписи, нарушить бизнес-процессы, в которых она используется квалифицированная.

Кроме того, законопроект предусматривает необходимость использования юрлицами двух электронных подписей. «Согласно документу, гендиректор юрлица должен иметь свою подпись как физлица, и плюс ему выпускается сертификат электронной подписи как юрлица, — пояснил Янсон. — Иными словами, если сейчас документ подписывается гендиректором одной подписью, то с принятием закона ему придется подписывать документ двумя подписями. Такое изменение процедуры выпуска и применения квалифицированной подписи подразумевает необходимость доработки всех автоматизированных систем, в которых используется квалифицированная электронная подпись, что накладывает на бизнес неоправданные расходы».
«Речь идёт не просто о необходимости получить две электронные подписи вместо одной. Выдавать их будут разные удостоверяющие центры: удостоверяющий центр ФНС и коммерческие, что разрушает концепцию «единого окна», которую так высоко оценили потребители» — подчеркнула Анастасия Лабуцкая.
По экспертной оценке, затраты на реализацию предложенной концепции только со стороны бизнеса розничных сетей могут достичь суммы в 30 миллиардов рублей, отметила Елена Ткаченко. Совокупные потери и дополнительные расходы бизнеса и клиентов по всей России, уверены специалисты, составят более 100 миллиардов рублей.

По мнению аналитиков, необходимо, чтобы с принятием закона не произошло подрыва доверия граждан к применению этой технологии. Пока документ ещё не внесён в Госдуму, и эксперты рассчитывают, что отдельные положения документа могут быть скорректированы.

Ещё материалы: Людмила Бокова