Что ждет рынок легковых авто в России

С начала года в стране продано на 70 процентов больше новых машин, чем в прошлом году, лидируют китайцы

12.05.2024 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Что ждет рынок легковых авто в России
  © Александр Авилов / АГН Москва

По данным Министерства промышленности и торговли, за первые четыре месяца в стране продали 465 тысяч новых легковых автомобилей — на 84 процента больше, чем за тот же срок в прошлом году. Самыми продаваемыми моделями стали Lada Granta, Lada Vesta, Haval Jolion, Lada Niva и Geely Monjaro. Автобум российские эксперты связывают с низкой базой в начале прошлого года: стартовая позиция для спроса была крайне невелика. Кроме того, в последние месяцы практически у всех производителей, в том числе отечественных, были хорошие скидки, и спрос на машины закономерно начал расти. «Парламентская газета» выясняла дальнейшие перспективы развития легкового авторынка в России.

До и после санкций

По данным агентства «Автостат», в 2022 году в России продали 626 281 новую легковую машину — на 58,7 процента меньше, чем годом ранее. Сказались санкции и уход с нашего рынка западных автомобильных концернов. Напомним, свои дела в России в позапрошлом году из-за геополитической ситуации свернули BMW, Mercedes, Volvo, Scania, концерн General Motors, Toyota, Ford, Hyundai, Mazda, Volkswagen вместе с Audi, Škoda, Bentley, Lamborghini, Ducati.

Зато количество автосалонов китайских брендов в России умножилось, превысив тысячу. Феномен вызван существенным ростом поставок транспорта из КНР. В 2022 году оттуда в Россию ввезли больше всего новых легковых автомобилей — свыше 117 тысяч. Это почти на 40 процентов больше, чем в 2021 году, пояснили «Парламентской газете» в Федеральной таможенной службе.

Тренд продолжился — за последние два года автомобильный ландшафт в стране кардинально изменился. Если в 2022 году в лидерах продаж ходили европейские, корейские и японские марки, то в 2023 году их место заняли китайские производители. Причем, как свидетельствует статистика, солидно прибавив в темпах освоения нашего рынка.

За весь 2023 год в России было продано 1 058 708 новых легковых машин, что на 69 процентов больше, чем в 2022 году. Свыше 30 процентов общего объема пришлось на отечественную марку LADA (324 446 машин). А самым популярным иностранным брендом по итогам прошлого года стал Chery (продано 118 950 единиц).

Следующие пять позиций в марочном рейтинге тоже заняли «китайцы» — Haval (111 720 штук), Geely (93 553), Changan (47 765), EXEED (42 152) и OMODA (41 983). В топ-10 также попали Kia (33 580), Hyundai (24 658) и Toyota (23 318).

Что касается бывших лидеров продаж — Renault, Skoda и Volkswagen, — то они вылетели из десятки. Зато в рейтинге теперь присутствуют сразу шесть брендов из КНР, год назад их было вдвое меньше (Chery, Haval, Geely).

По мнению экспертов, главным фактором роста продаж по сравнению с позапрошлым годом стала инфляция: россияне вкладывали свои сбережения в покупку автомобилей, невзирая на рост цен. При этом количество выданных автокредитов выросло на 67 процентов по сравнению с 2022 годом, пояснил исполнительный директор агентства автострахования Сергей Удалов. В денежном выражении рынок автокредитования увеличился вдвое. Вместе с тем средневзвешенная цена нового автомобиля в России в 2023 году выросла на 23 процента и составила 2,92 миллиона рублей.

Новый пакет помощи США Украине: почти все деньги останутся в Америке

LADA лидирует, но Китай наступает

С начала 2024 года российский авторынок продолжает бить рекорды: за четыре месяца продано более 552 тысяч новых машин, включая грузовые, что выше аналогичного прошлогоднего показателя на 71 процент, следует из отчета Минпромторга. Объем рынка новых легковых автомобилей за январь — апрель составил 465 тысяч штук — рост 84 процента. Лидер по-прежнему Lada Granta, продажи которой составили 64 196 штук. В пятерку наиболее популярных моделей также вошли автовазовские Lada Vesta и Lada Niva.

«Всего за 4 месяца официальными дилерами LADA реализовано 137 114 автомобилей. Рост продаж составил 49,2 процента по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Свой максимум обновила Lada Vesta: в течение апреля было продано 13 450 автомобилей. Всего за 4 месяца продано 36 759 Lada Vesta нового поколения», — сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе компании.

Lada Granta, самая массовая и доступная модель бренда, также достигла пика продаж за свою историю: в апреле передано клиентам 21 429 автомобилей (+7,7 процента к апрелю 2023 года).

На третьем и пятом местах по популярности соответственно были локально выпускаемые в России китайские модели Haval Jolion (21 885) и Geely Monjaro (16 751).

По итогам апреля в нашей стране было продано 137 047 новых легковых машин (рост 81,2 процента). На долю LADA пришлось более 30 процентов, среди иностранных брендов лучшим снова стал Haval (14 586). На третью строчку поднялся Chery (12 867), за которым расположились еще пять «китайцев» — Geely (11 479), Changan (8 437), OMODA (4 819), EXEED (4 422) и Jetour (3 131). Кроме них в топ-10 попали белорусский Belgee (3 005) и китайский TANK (2 409).

Как получить отметку о гражданстве в свидетельстве о рождении ребенка

Причины ажиотажа

Рост продаж новых авто вызван, во-первых, низкой базой в начале прошлого года, считает член общественного совета Федерального дорожного агентства Минтранса Игорь Моржаретто. «Во-вторых, в продолжение последних месяцев практически у всех производителей, даже в кои-то веки у российских — у «Москвича» и «АвтоВАЗа», — были очень хорошие скидки. И народ потянулся. А потом, весна — это всегда традиционный период роста продаж», — пояснил эксперт.

Помимо сезонных нюансов, на потребительскую активность повлияли и другие причины, уверен член общественного совета ГУ МВД Петр Шкуматов: «У нас машины в стране имеют в среднем 20-летний срок эксплуатации. В нашем климате, с использованием наших реагентов машина все равно рано или поздно приходит в негодность. Соответственно, сейчас выбывают те, которые были куплены в 2004 году. А их тогда было продано приблизительно 1,6 миллиона штук, если мне память не изменяет. Теперь на их место должны прийти новые автомобили».

По мнению Шкуматова, с каждым годом спрос на новые машины будет нарастать, «потому что в 2004 году бум покупок автомобилей только начинался». «Соответственно, в следующем году продадут 1,8 миллиона новых автомобилей. Несмотря на дороговизну авто, у нас спрос на них будет. В основном сейчас он удовлетворяется за счет автокредитов, несмотря на их абсолютно невероятные условия. Тем не менее люди в любом случае не собираются отказываться от автомобилей, решая вопрос в том числе за счет влезания в долги», — добавил он.

Спрос на «европейцев» упал

Несмотря на уход большинства иностранных автобрендов из страны, в российских автосалонах по-прежнему широко представлены европейские, американские и японские марки. Правда, здесь же рядом дилеры торгуют китайскими авто, которые стоят значительно дешевле. К примеру, в одном из салонов Mercedes-Benz самый дешевый «немец» — Mercedes-Benz GLB 200 Progressive 2023 года, завезенный в страну по параллельному импорту, — стоит 6,6 миллиона рублей, это лишь чуть дешевле навороченного китайского внедорожника премиум-класса.

«Это что касается именно новых, без пробега. Когда вы ваше авто в трейдинг сдаете, у вас появляется дополнительное преимущество при покупке нового. Допустим, автомобиль стоит 6,5 миллиона рублей, на него какая-то дополнительная скидка будет индивидуальная», — уточнили в салоне.

Опубликовано расписание ОГЭ в 2024 году

У другого московского автодилера тоже нехватки в европейских моделях не наблюдается. Менеджер компании сообщил, что в наличии имеются несколько новых моделей BMW, Volkswagen, Audi, Škoda. Минимальная стоимость — в районе 5 миллионов рублей. По словам специалиста, спрос на европейские марки сейчас снизился по сравнению с временами, когда иностранные производители присутствовали в России официально.

Что ждет отечественный автопром

Эксперты уверены, что при сохранении нынешних тенденций отечественные автопроизводители будут вынуждены сокращать производство до 50 процентов из-за вынужденного перехода на односменный режим работы вместо двухсменного. Это вызвано падением спроса ввиду масштабных скидок на импортные китайские автомобили.

«В такой ситуации российские компании будут вынуждены выпускать только низкотехнологичные устаревшие продукты, не смогут финансировать НИОКР и развитие своих мощностей, создавать новые высокотехнологичные рабочие места. Все это негативно отразится на достижении технологического суверенитета и промышленном росте», — сделали вывод в пресс-службе «АвтоВАЗа».

Действенно защитить российскую автомобильную и компонентную отрасли помогло бы поэтапное повышение утилизационного сбора для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей. Такое предложение в апреле выдвинул экспертный совет при Комитете по промышленности и торговле Государственной Думы. «Благодаря усилению защиты рынка импорт готовых автомобилей должен быть замещен инвестициями в их производство в стране. Вырастет локальное производство в России — станет больше заказов у компонентной отрасли, появятся новые технологии и рабочие места, снизится стоимость компонентов, пойдут вниз цены на новые автомобили, вырастет рынок», — пояснил на совете свою позицию президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов.

Депутат Даванков предложил провести «шашлычную амнистию»

Путин предупреждал: они пожалеют

Еще в июне 2022 года президент Владимир Путин на встрече с молодыми предпринимателями отметил, что покинувшие российский рынок иностранные компании пожалеют об этом решении. Слова президента оказались пророческими.

По данным Financial Times, прибыль Volkswagen Group в январе  марте этого года упала на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 4,6 миллиарда евро. Stellantis, владеющий брендами Peugeot и Jeep, зафиксировал более сильное снижение выручки в первом квартале — до 41,7 миллиарда евро.

Продажи новых автомобилей Mercedes-Benz упали на 8 процентов по сравнению с прошлым годом, причем наибольшее падение пришлось на Азию.

СОВЕТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Твой первый автомобиль

Хотя выбор автомобиля всегда зависит от финансовых возможностей человека, подходить к покупке своей первой машины надо благоразумно, убежден Игорь Моржаретто. «Для начала можно взять какой-нибудь обычный бюджетный автомобиль, но с набором всех современных систем безопасности. Для городского жителя лучше, чтобы коробка передач была автоматической. Таких предложений сегодня много на российском рынке, в том числе и у «АвтоВАЗа», да и китайцы предлагают довольно много любопытных моделей», — сказал эксперт.

Петр Шкуматов рекомендует новичкам не засматриваться на новые машины. «Потому что водитель-новичок, по статистике, за два года попадает в три аварии, — отметил он. — Одно дело, когда у тебя машина стоит 500 тысяч рублей и ей 15 лет. Ты поехал и очень дешево ее отремонтировал, поехал дальше. А водители-новички, как правило, виноваты в этих авариях. Другое дело, когда у тебя машина стоит три миллиона рублей. Значит, тебе нужно ехать к официальному дилеру и все такое. Это очень трудоемкий и нерациональный процесс, особенно для неопытного водителя. Поэтому рекомендую всем водителям-новичкам покупать недорогие машины на вторичном рынке, чтобы поездить, потренироваться, попасть в несколько небольших аварий, отремонтировать эти автомобили и только потом выбирать себе что-то новое», — добавил эксперт.

Читайте также:

• «АвтоВАЗ» предложил увеличить утильсбор до миллиона рублей