Что происходит в лесном хозяйстве страны?
Лесной доход федерального бюджета в 2015 году составил 17 млрд рублей. Это обеспечило покрытие менее 60 процентов затрат федерального бюджета, направляемых сегодня на лесное хозяйство
Свое мнение по этому вопросу на первом в осенней сессии пленарном заседании Совета Федерации в рамках «Времени эксперта» высказал председатель научного совета по лесу Российской академии наук, академик РАН Александр Исаев.
О ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ
Леса — важнейшая составляющая биоресурсного потенциала России. Они охватывают около 70 процентов ее сухопутной территории. При этом занимают 20 процентов общей площади лесного покрова Земли. Будучи бесспорным мировым лидером по наличию лесных ресурсов, наша страна обладает весьма приблизительными представлениями о них. Неприемлемость такой ситуации была отмечена еще в апреле 2013 года на заседании президиума Государственного совета по вопросам повышения эффективности лесного комплекса страны, где президент Владимир Путин заявил: «Сегодня мы не обладаем полной и, самое главное, достоверной информацией ни о количестве, ни о качестве лесных ресурсов. Такие сведения есть у нас лишь по 19 процентам лесных территорий».
Современное состояние лесного хозяйства характеризуется следующими основными показателями. В лесах России ежегодно заготавливается около 200 млн кубометров древесины, что в 1,5-2 раза ниже, чем в США, Индии и Китае. Лесовосстановление проводится на площади около 800 000 га, из них лесные культуры создаются на площади 160-170 тысяч га. На остальной площади вырубок и гарей происходит естественное возобновление лесов. При этом коренные породы замещаются производными осинниками и березняками. Площадь, пройденная огнем в 2016 году, составила около 5,5 млн га, из них покрытая лесом площадь -2,8 млн га. От вредителей и болезней ежегодно погибают леса на площади более полумиллиона гектаров.
Лесное хозяйство России в отличие от большинства «лесных держав» мира убыточно. Лесной доход федерального бюджета в 2015 году составил 17 млрд рублей. Это обеспечило покрытие менее 60 процентов затрат федерального бюджета, направляемых сегодня на лесное хозяйство. Эти цифры в полной мере характеризуют результаты работы в условиях нового Лесного кодекса 2006 года, с принятием которого в лесном хозяйстве произошли колоссальные, часто трагические изменения.
Основные из них касаются ликвидации государственных лесхозов с передачей частному лесопользователю ответственности за охрану, защиту и воспроизводство лесов; сокращения лесной охраны; отказа государства от финансирования лесоустройства, охраны и воспроизводства лесов, возложения этих задач на арендаторов в качестве обременения; перевода лесного хозяйства на аукцион, в том числе мероприятий по охране и защите лесов; введения нового порядка лесопользования, предусматривающего исключительность аренды лесов и переход на заявительный принцип лесопользования; государственной инвентаризации лесов и частного лесоустройства; передачи субъектам Федерации всей ответственности за состояние лесов без права на лесной доход, без учета природно-климатических и социально-экономических особенностей регионов.
О ПОТЕРЕ ЛЕСХОЗОВ И ФОРМИРОВАНИИ РЫНКА
В 2007 году в стране были ликвидированы 1759 лесхозов. При этом надежды Правительства о передаче всех лесов в аренду не оправдались — слишком их много и не все они экономически доступны. К 2016 году в аренду были переданы менее 20 процентов лесов, остальные стали практически бесхозными. По мнению большинства экспертов, это стало главной причиной деградации лесов, потери их экономической и социальной ценности. Отказ от лесохозяйственных учреждений и перевод мероприятий лесного хозяйства на аукционную форму оказались неэффективными в силу их отраслевых особенностей, а кроме того, последний не позволяет оперативно исполнять лесоохранные мероприятия в лучшие агротехнические сроки.
Пример тому — массовая гибель лесов Московской области от поражения короедом-типографом в 2013-2014 годах, которая в большей части была обусловлена несвоевременным проведением санитарных рубок на ранней стадии развития очага вредителя. Исполнение конкурсных процедур потребовало столь длительного времени, что короед успел заселить в десятки раз большую площадь, чем она была до заключения государственного контракта. И так повторялось несколько раз, меры борьбы опаздывали более чем на полтора года — в результате потеряна большая часть еловых лесов Подмосковья.
Более того, мы не сумели организовать хозяйственное использование древесины на ранней стадии ее повреждения — она пришла за это время в полную негодность и потребовалась ее утилизация. И это происходит в центре страны, в ее столице. На удаленных территориях исполнителей государственных контрактов среди предпринимательских структур нет вообще. Они находятся только тогда, когда при выполнении работ допускается рубка древесины. И это понятно: в отличие от государства, являющегося собственником лесов, у коммерческих структур нет и не может быть заинтересованности в сохранении молодых насаждений — слишком далек горизонт возврата вложенных в воспроизводство лесов средств (для сосны это 80-100 лет, для дуба — 120-140).
Сегодня приняты меры по восстановлению государственных специализированных бюджетных учреждений лесного хозяйства — внесены соответствующие поправки в Лесной кодекс. Это очень правильное, хотя и запоздалое решение. Практика применения закона в регионах показала, что поправки не решили проблем из-за недостатка у них материальных и финансовых ресурсов. Иных механизмов «внебюджетного» финансирования лесного хозяйства законодательством предусмотрено не было.
При четверти лесных земель планеты в 2015 году на Россию пришлось только 5,5 процента общемирового объема заготовки древесины»
О СОКРАЩЕНИИ ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ
В России до 1 января 2005 года численность лесничих, мастеров и лесников составляла более 120 тысяч человек, а общая численность работающих в лесхозах достигала почти 200 тысяч человек. Именно они обеспечивали нужды промышленности и населения в древесине, охрану лесов от пожаров. Развитое лесное хозяйство позволяло создавать рабочие места еще и для 300 тысяч членов их семей, занятых уходом за лесными насаждениями.
Сегодня численность лесной охраны в регионах сократилась до 18 тысяч человек. Большая часть из них не участвует в охране лесов, а занимается многочисленной отчетностью по исполнению полномочий. Одним из главных итогов упомянутого Госсовета по лесу стало поручение Президента России о восстановлении государственной лесной охраны. Это было закреплено и в принятой Правительством профильной госпрограмме. Однако за прошедшие три года увеличение численности лесной охраны не произошло. Более того, в связи с сокращением бюджета и из-за недостатка средств в большинстве регионов происходит ее сокращение. Из лесного законодательства России исчезло и само упоминание о главном человеке в лесу — лесничем.
Сегодня необходимо включить сотрудников лесной охраны в состав работников государственной гражданской службы субъектов РФ и довести их численность до нормативной — примерно два человека на 50 000 гектаров.
ОБ ОХРАНЕ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
Охрана лесов от пожаров всегда основывалась на принципах раннего обнаружения и последующей ликвидации в начальной стадии развития. Как говорят профессиональные пожарные, любой пожар можно потушить стаканом воды. Два-три патрульных лесника с помощью первичных средств пожаротушения в случае своевременного обнаружения очага возгорания способны на ранней стадии его ликвидировать или как минимум остановить распространение огня до прибытия пожарной команды.
О РУБКАХ НЕЗАКОННЫХ…
Заменить лесную охрану электронной системой декларирования перевозок круглого леса не получится. В начале 2000-х годов были введены заградительные пошлины на вывоз круглого леса в Китай. В ответ теневой бизнес в течение нескольких месяцев организовал первичную переработку древесины и заменил экспорт круглого леса поставками материалов первичной переработки — окоренных бревен, бруса, пиломатериалов.
…И ЗАКОННЫХ
До принятия Лесного кодекса государство обвиняли в некорректном проведении рубок ухода, в том числе и санитарных рубок, прежде всего в защитных лесах. Сегодня порядок изменился, однако объемы «заказных» санитарных рубок не уменьшились, а в ряде регионов выросли. Повсеместно распространилась практика передачи в аренду защитных лесов, зеленых и водоохранных зон, в которых заготовка древесины по главному пользованию запрещена.
В результате реформ рубки в защитных лесах не сократились, а доход, ранее используемый государством на ведение лесного хозяйства, перешел в частные руки. А недавние «лесозащитные» поправки в Лесной кодекс дополнили и без того тяжелую ситуацию. С 2017 года санитарные рубки в арендованных лесах будут назначаться не государственными лесопатологами, а самостоятельно арендаторами. При этом древесина от санитарных рубок теперь не включается в расчетную лесосеку, а учитывается отдельно. То есть рубить на арендованном лесном участке можно столько, сколько арендатор себе назначит сам.
О ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИИ
При наличии четверти лесных земель планеты в 2015 году на Россию пришлось только 5,5 процента общемирового объема заготовки древесины, и мы теперь находимся на пятом месте по объемам лесопользования. На то есть экономические причины, но есть и лесохозяйственные и они — главные. Во-первых, в стране истощились запасы качественной корневой древесины хозяйственно ценных хвойных пород и, во-вторых, на протяжении долгого времени не принимаются меры к воспроизводству лесов, в результате чего даже продуктивные лесные земли все больше и больше занимаются малоценными насаждениями, а их древесина не представляет коммерческой ценности.
Но есть и социальный аспект лесопользования. Новый Лесной кодекс, поднимая знамя аренды лесов, окончательно выжил из них многочисленное сельское население, которое на протяжении многих веков успешно совмещало сельское хозяйство с лесопользованием.
Проживая в удалении от городов, экономической и социальной инфраструктуры, люди были обязаны лесу за свое относительное высокое благополучие в большинстве регионов России. Сегодня этого нет.
Видимо, решения, ограничивающие права сельского населения, не обоснованны и разумности в них нет.
ОБ УЧЕТЕ ЛЕСОВ
Государственное управление лесами, включая нормативное правовое регулирование, разработка федеральных и региональных программ, в том числе в области лесопереработки, невозможны без достоверной информации о лесных ресурсах. Согласно законодательству информация о состоянии лесов выявляется в процессе государственной инвентаризации лесов. С 2007 года на лесоучетные работы ежегодно выделялось более 3 миллиардов рублей, что соизмеримо с затратами на охрану и защиту лесов.
Однако почти за десять лет существования института государственной инвентаризации лесов у нас нет результатов ни по одному из субъектов Российской Федерации. Менее двадцати процентов лесов России имеет давность материалов лесоустройства в 10 лет. Даже в арендованных лесах, где лесоустройство является обязательным, таксация лесов проведена менее чем на 50 процентов площадей.
Сложившаяся ситуация стала следствием ошибочного подхода к выбору состава лесоучетных работ. Львиная доля средств федерального бюджета направлялась не на лесоустройство, а на проведение кадастровых работ и на учет ставились не только лесные участки, вовлекаемые в хозяйственный оборот, а в целом лесничества, из которых более половины располагается в резервных и труднодоступных лесах, в том числе в зоне вечной мерзлоты. Поэтому принятие на современном этапе любых политических решений в области лесных отношений без наличия достоверных знаний о лесах будет ошибочным.
Лесной доход федерального бюджета в 2015 году составил 17 млрд рублей. Это обеспечило покрытие менее 60 процентов затрат федерального бюджета, направляемых сегодня на лесное хозяйство»
О ФИНАНСИРОВАНИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на лесное хозяйство в 2016 году составил 29 миллиардов рублей, в том числе объем субвенций, предоставляемых субъектам Федерации на осуществление полномочий в области лесных отношений, — 22 миллиарда. Это менее половины от необходимых ресурсов.
Академия наук проводила анализ мировой практики финансового управления лесным сектором экономики. Результаты исследований показали, что наивысшая эффективность достигается там, где лесное хозяйство из бюджетной сферы услуг превращено в отрасль материального производства, обеспеченную собственными доходами от продажи древесины, недревесных ресурсов леса, а также от оказания экосистемных услуг по поддержанию благоприятной среды обитания человека.
Фото Владимира Смирнова/ТАСС