Что мешает предпринимателям получать поддержку государства
Айрат Фаррахов рассказал «Парламентской газете» о ключевых проблемах малого и среднего бизнеса в период пандемии короновируса
Поддержка самозанятых, исключение отраслевого подхода при оказании помощи малому и среднему бизнесу, введение общественных работ для сотрудников остановленных предприятий — такие инициативы могут оказаться в третьем пакете мер по поддержке бизнеса в условиях эпидемии COVID-19, который Правительство должно подготовить к 26 мая. Сбором предложений непосредственно от предпринимателей и их первичной проработкой занимается комиссия Госдумы по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). О том, какие проблемы в это непростое время волнуют бизнес, в интервью «Парламентской газете» рассказал зампредседателя комиссии, депутат Госдумы Айрат Фаррахов.
- Айрат Закиевич, как происходит отбор предложений по поддержке бизнеса, как выстроена эта работа?
- В нашей комиссии создано 13 рабочих групп по ключевым направлениям. Я возглавляю две из них: по снижению издержек бизнеса (всё, что связано с отсрочкой и снижением налогов, страховых платежей, административной нагрузкой и т.д.), а также по поддержке МСП в сфере спорта и физкультуры. Сейчас предлагается создать ещё рабочую группу по вопросам МСП в здравоохранении. Мы работаем с деловыми сообществами предпринимателей: Торгово-промышленной палатой, РСПП, Опорой России, Деловой Россией, в том числе «Корпорацией МСП», Правительством РФ, экспертами.
Наша работа ключевая: на основе наших предложений и будут сформированы те меры, которые до 26 мая должно разработать Правительство.
В каждой моей группе уже проработано почти по 70 предложений. В сфере издержек бизнеса мы поддержали 44 предложения, в части спорта — 15.
30 апреля прошло очередное онлайн-заседание комиссии Государственной Думы по поддержке МСП, где были выдвинуты основные предложения от всех рабочих групп. После согласования все эти инициативы передадут в Правительство, где продолжится более детальная проработка наших инициатив.
- Какие вы можете выделить ключевые предложения по вашему профилю?
- Знаете, те проблемы, с которыми мы столкнулись, зачастую не касаются какой-то конкретной отрасли. О них нам говорят представители МСП всех направлений — и строители, и рестораторы, и стоматологи, от гостиничного бизнеса и все остальные. И первая из проблем — то, что не все, а точнее, очень немногие представители МСП получили надежду на помощь от государства. Правительство установило перечень отраслей, наиболее пострадавших от ограничительных мер из-за эпидемии, всего их 11 в списке. Но это не значит, что остальные сферы не испытывают сейчас трудностей. Большинство предпринимателей настаивают на том, чтобы в части МСП вообще не применялся отраслевой подход, и предлагают считать пострадавшими весь сектор малого и среднего предпринимательства.
Вторая проблема связана с кодами ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), по которым и определены пострадавшие отрасли российской экономики в правительственном перечне. Дело в том, что даже в рамках одной отрасли одни предприятия и предприниматели получают помощь, а другие нет. Это произошло потому, что дополнительные коды ОКВЭД записываются в ЕГРЮЛ не по приоритетам для налогоплательщика, а в той очерёдности, которая заложена в классификаторе.
Мы сейчас разбираемся, как можно решить этот вопрос — а его важно решить, потому что это самый частый вопрос, который нам задают представители МСП. Одно из решений, которое мы видим: исходить из определения вида деятельности не по основному коду ОКВЭД, а по тому, по которому предприятия получают наибольший объём выручки. Структура выручки может быть подтверждена отчётами контрольно-кассовой техники или расчётными счетами.
Ещё одна тема, которая касается практически всех — это вопросы аренды. Если в части аренды государственного имущества предприниматели начали получать отсрочки, льготы — в целом есть решения, то в части коммерческой недвижимости есть большие проблемы. Вот простой пример: к нам обратилась предпринимательница, которая арендует площадь в торговом центре, и её арендодатель просто скрылся, она не может его найти, чтобы обсудить отсрочку платежей. А ведь потом она никому ничего не докажет. Поэтому важно создать условия, которые были бы выгодны и удобны всем сторонам. Многое сейчас в этом вопросе зависит от действия региональных властей. Правительство РФ постановлением № 439 установило требования к условиям и срокам уплаты арендной платы, рекомендовало на уровне субъектов установить меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций и физлиц, земельного налога, на время предоставления отсрочки. Учитывая тот факт, что в задачи комиссии входит мониторинг эффективности принятых мер, в том числе на уровне регионов, мы сейчас этим вопросом активно занимаемся.
- Какую меру в плане сокращения издержек бизнеса вы считаете первоочередной?
- Есть серьёзный блок, который я поддерживаю, он касается приостановки изменений, связанных с маркировкой товаров. У нас поэтапно вводится маркировка лекарств, обуви, одежды и другой продукции. Это дополнительная нагрузка и на малый и средний бизнес. Кроме того, как только мы вводим маркировку, то сразу ограничиваем самозанятых, так как они не имеют право по законодательству производить товары, подлежащие идентификации. Поэтому я считаю, временно стоит приостановить маркировку товаров.
- К слову, самозанятые — весьма проблемная группа. Среди них тоже много тех, кто не имеет возможности продолжать работать. Они обращаются за пособиями по безработице, но получают минималку. Как им помочь?
- Действительно, самозанятые пока не получили какой бы то ни было помощи, и, к сожалению, решений по их поддержке тоже пока нет. Но их очень важно поддержать, потому что эти люди только-только начали выходить из тени, переходить на специальный режим «Налог на профессиональный доход». И если сейчас их не поддержать, то они опять вернутся в серую зону.
Но при этом нужно иметь в виду, что с проблемами сталкиваются не все из них. Например, репетиторы, наоборот, получили импульс, все работают дистанционно. А другие лишились оборота, в том числе сиделки, горничные, фотографы и так далее. Вот им важно помочь.
К нам в комиссию поступают обращения от самозанятых. К примеру, они предлагают снизить налоговую ставку с нынешних 4 и 6 процентов до одного процента. Госдума в первом чтении приняла проект федерального закона о приравнивании самозанятых граждан к субъектам МСП при закупках госкомпаний. Я уверен, что он в приоритетном порядке будет рассмотрен и в дальнейшем. Наряду с этим я считаю целесообразным рассмотреть вопрос и о распространении мер государственной поддержки субъектов МСП на самозанятых.
- Из-за так называемого карантинного режима многие предприятия сейчас вообще остановились. При этом государство рассчитывает, что они продолжат платить своим сотрудникам зарплаты — но откуда им взять денег, если работа стоит?
- Мы выделили целый блок вопросов, связанный с занятостью людей в подобных организациях. Одно из предложений — внести изменения в законодательство, в том числе Трудовой кодекс, чтобы ввести практику общественных работ. В 2008-2009 годах, когда был кризис, подобная федеральная программа активно использовалось. Общественные работы в условиях отсутствия спроса помогли бы сохранить коллективы, у людей появился бы заработок.
- Помимо разработки мер по поддержке бизнеса какие ещё задачи на повестке дня?
- В нашей работе есть ещё одна составляющая, которая, уверен, даже важнее разработки новых мер. Это мониторинг принятых решений, проверка, как они работают в субъектах. И с этим тоже есть проблемы. Мы видим, что принятые меры не всегда работают на самом деле. Например, где-то, несмотря на приостановку контрольно-надзорных мероприятий, продолжаются проверки, идёт давление надзорных органов. Где-то не срабатывают кредитные организации — не рассматривают заявления о предоставлении кредитных каникул и отсрочек, реструктуризации. Мне кажется, есть проблема в том, что в определённой степени отстаёт информирование о принятых решениях.