Что лучше: выплата по ОСАГО или ремонт
В Совфеде предложили увеличить срок восстановления машин в СТО, но страховщикам выгоднее возмещать деньгами
Законопроект: № 679805-8
Сенаторы Андрей Кутепов и Валерий Васильев 23 июля внесли в Госдуму законопроект об увеличении срока ремонта автомобилей по полисам ОСАГО с 30 до 45 дней. Авторы поправок отметили, что в условиях санкций дилеры, станции техобслуживания и страховые компании столкнулись с проблемой отсутствия запасных частей и разрыва логистических цепочек. «Парламентская газета» выясняла, какой вариант компенсации по ОСАГО для пострадавших в ДТП автовладельцев выгоднее: ремонт в СТО или денежное возмещение.
Затянувшиеся поставки, повышенные сроки
В правительственном отзыве на законопроект говорится, что кабмин «концептуально» поддерживает законопроект, но с оговоркой, что документ нужно доработать. В том числе прописать в нем обязанность страховщиков предъявлять документальное подтверждение невозможности ремонта в течение 30 дней. Также предлагается указать, что это изменение вводится временно. Кроме того, необходимо отметить, что срок ремонта можно продлить до 45 дней только из-за отсутствия запчастей.
Сенатор Андрей Кутепов, поясняя «Парламентской газете» необходимость новации, отметил, что дефицит запчастей связан с тем, что достаточно много производителей автомобилей ушли с российского рынка в одностороннем порядке. Сенатор считает, что ликвидировать проблему удастся, когда сменится вектор рынка.
В своем заключении Правительство также настаивает на создании особого правового или контрольного механизма, который не позволит страховщикам искусственно затягивать сроки ремонта в тех случаях, когда этого не требуется. «Этот вопрос мы будем прорабатывать ко второму чтению. Для этого нужно собрать представителей профессионального сообщества, заслушать их позицию и выработать консенсусное решение», — сказал Андрей Кутепов.
Такой подход абсолютно обоснованный, считает член общественного совета ГУ МВД Петр Шкуматов. «Действительно, есть проблемы с поставками запчастей. И сейчас многие страховые компании не укладываются в те сроки, которые отведены. То есть за 30 дней запчасти просто могут даже не быть заказаны. Но у нас есть проблемы как с поставками, так и с оплатой этих поставок», — отметил эксперт в беседе с «Парламентской газетой».
При этом зампред комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, вице-председатель межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов поддержал замечание кабмина: предлагаемая мера должна носить временный характер. В противном случае, убежден эксперт, страховые компании начнут злоупотреблять правом растягивать сроки ремонта, навязывая автовладельцам невыгодные условия.
Деньги или ремонт
Сегодня размер трат на ремонт машины, попавшей в аварии, страховыми компаниями рассчитывается в соответствии установленными Банком России лимитами: не более 400 тысяч рублей при причинении ущерба имуществу и не более 500 тысяч рублей при нанесении увечий пострадавшему автовладельцу или его гибели. Если ДТП оформлено по европротоколу, но участники не зафиксировали его с помощью специального мобильного приложения или системы ГЛОНАСС, то стоимость ремонта не превысит 100 тысяч рублей. При выполнении требований можно получить компенсацию в 400 тысяч рублей.
Если работы обойдутся дороже, придется доплачивать или отказаться, получив деньги. Также выплаты по европротоколу ограничатся сотней тысяч рублей, если у участников аварии есть разногласия. Справочники, по которым рассчитывают среднюю стоимость деталей, c 2021 года создают отдельно для всех регионов. Цены в них меняются каждые 3 месяца.
По мнению Петра Шкуматова, увеличение сроков ремонта авто позволит повысить долю ремонта в общем объеме компенсаций страховщиков, «потому что автомобилисты, как правило, хотят, чтобы автомобиль им починили». «Сейчас количество людей, которые хотели бы воспользоваться ремонтом по ОСАГО, составляет порядка 40 процентов. То есть, грубо говоря, почти каждый второй хочет отремонтировать машину. Но из-за логистических проблем многие вынуждены самостоятельно решать эти вопросы и, скажем так, не всегда это эффективно. Поэтому, я думаю, что здесь вполне понятная балансировка рынка».
С тем, что для самих автовладельцев выгоднее ремонт автомобиля по ОСАГО в хорошем сервисе, согласен и Александр Холодов. Однако, по мнению эксперта, не все страховые компании заключают договоры с СТО, где делают качественный ремонт. Самим же страховщикам ремонт невыгоден, так как при расчете его стоимости необходимо принимать во внимание стоимость только новых запчастей, которые в последнее время подскочили в цене. А вот в случае компенсации деньгами учитывается износ деталей пострадавшей машины. Поэтому сегодня часто страховщики предлагают клиентам второй вариант, добавил Холодов.
По мнению экспертов, ремонт машины в СТО имеет ряд преимуществ: не нужно искать автомастерскую, определять объем работ и стоимость восстановительного ремонта — это сделает страховая. А если владелец машины останется недоволен качеством выполнения работ, в сервисе должны все переделать. В случае просрочки можно требовать компенсацию.
Возмещение деньгами по страховке ОСАГО выгодно лишь в том случае, если пострадавший планирует самостоятельно восстановить авто. Деньги выбирают и в том случае, если не собираются ремонтировать машину или хотят продать ее в том состоянии, в котором она есть.
Читайте также:
• Штраф каждый день: водителей без полиса ОСАГО предложили вычислять по камерам
Ещё материалы: Андрей Кутепов , Валерий Васильев