Что изменят новые правила техосмотра
За диагностику автомобилей без аккредитации вводят уголовную ответственность
Присутствие на дорогах транспорта, не прошедшего техосмотр, — серьёзный фактор роста количества ДТП. Если в 2016 году в России по вине неисправных автомобилей произошло 5394 аварии, то в прошлом — уже 6455. Аналогично растёт число погибших и раненых в таких авариях. Поэтому власти решили бороться со всеми, по чьей вине на дорогах оказываются машины, не прошедшие должной диагностики. «Парламентская газета» разобралась, какие изменения ждут россиян в области техосмотра.
Новые правила диагностики
Пакет инициатив, которые изменят порядок проведения техосмотра, Правительство внесло в Госдуму в августе этого года. Ключевой документ вносит поправки в Закон «О техническом осмотре транспортных средств». Его основная задача — противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения ТО.
Для этого вводится обязательная фото- и видеофиксация процедуры техосмотра. А за работой компаний, которые проводят диагностику, будет установлен государственный надзор. Контролировать их соответствие аккредитации будет Российский союз автостраховщиков (РСА), а соблюдение правил проведения техосмотра — МВД.
Изменятся сами диагностические карты — они станут цифровыми, то есть будут оформляться в виде электронного документа. Заверять их нужно будет квалифицированной электронной подписью.
Минтранс России определит чёткие требования к производственно-технической базе пунктов ТО. Также для них определят пропускную способность, причём этот параметр будет занесён в базу и нарушать его операторам техосмотра будет запрещено.
«Изменение правил техосмотра может повлиять на стоимость диагностики, но несущественно», — подчеркнул во время дискуссии в Госдуме официальный представитель Правительства РФ Савва Шипов. По его словам, законопроект предусматривает специальные гарантии, которые не дадут подскочить ценам.
Законопроект с поправками в правила проведения техосмотра Госдума планирует рассмотреть в первом чтении уже 13 декабря.
За махинации накажут рублём
Ещё два законопроекта в пакете поправок расширяют административную и вводят уголовную ответственность для нарушителей правил проведения техосмотра. Во вторник, 11 декабря, Госдума рассмотрела их в первом чтении. Основные санкции направлены на компании, которые выпускают на дороги непроверенные автомобили.
Так, за нарушение порядка ведения реестра операторов ТО должностным лицам, а именно РСА, назначат штраф в размере 30-50 тысяч рублей, а юридическим — 50-200 тысяч рублей.
За оформление диагностической карты без проведения техосмотра, либо если оно проводилось, но автомобиль на самом деле не соответствует требованиям безопасности, должностные лица будут оштрафованы на 5-10 тысяч рублей, а юридические лица — на 100-300 тысяч рублей. Такие же деньги будут взысканы за передачу в электронную базу (ЕАИС техосмотра) ложных сведений о проведении диагностики.
Если техосмотр проведёт мастер, о котором нет сведений в реестре операторов ТО, либо он не уполномочен на проведение такой диагностики, то должностные лица заплатят штраф в размере трёх-пяти тысяч рублей, а юридические — 30-50 тысяч рублей. Повторное нарушение этой статьи повлечёт штраф уже и для граждан — 10-20 тысяч рублей, для должностных лиц — дисквалификацию на один-три года, а для юрлиц — штраф 300-500 тысяч рублей.
Кроме того, законодатели провели рокировку в Кодексе об административных правонарушениях. Положение о штрафе для такси и автобусов, ездящих без предварительного ТО, будет упразднено. Вместо этого вводится ответственность за езду на транспорте без диагностической карты. Этот пункт включён в статью, посвящённую управлению неисправным транспортом. То есть штраф теперь распространяется на всех автомобилистов. Его размер увеличен до двух тысяч рублей. Фиксировать нарушения будут автоматические средства фото- и видеофиксации, а штраф будут выписывать не чаще одного раза в сутки с момента истечения срока действия диагностической карты.
«Основная задача — сделать систему «умной» и принимать решения на основании данных, получаемых с помощью автоматизированных систем. Это как раз и должно снизить коррупционную составляющую», — отметил по поводу автоматической фиксации нарушителей Савва Шипов.
Уголовная ответственность наступит для «предпринимателей», которые ведут свою деятельность без аккредитации в сфере техосмотра. За это суд может назначить такие виды наказаний: штраф от 300 тысяч рублей или в размере двухгодового дохода осуждённого; обязательные работы на срок до 480 часов; арест на срок до шести месяцев. Если такой «бизнес» осуществляла организованная группа или доходы от него оценены в особо крупном размере, то могут наказать штрафом от 100 до 500 тысяч рублей; принудительными работами до пяти лет; лишением свободы до пяти лет со штрафом до 80 тысяч рублей.
Как отметил в ходе пленарного заседания первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, у Верховного суда возникли замечания по поводу уголовной ответственности за нарушения в сфере техосмотра. «Мы надеемся устранить их при подготовке проекта ко второму чтению», — отметил он.
В свою очередь, Савва Шипов допустил во время дискуссии с депутатами, что ко второму чтению может быть усилена административная ответственность по некоторым положениям. Об этом он сказал, отвечая члену Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрату Фаррахову, которому санкции для нарушителей показались слишком мягкими.
Ещё материалы: Вячеслав Лысаков