Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Что делать, если со счёта пропали деньги

Банкиры и правоохранители хотят усилить борьбу с мошенничеством

14.09.2021 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Что делать, если со счёта пропали деньги
  © pexels

Банк России будет оперативно информировать правоохранителей о незаконных переводах денег, а органы предварительного следствия поделятся с ЦБ информацией о возбуждённых уголовных делах. Проект закона об этом разработал Минфин, сейчас он проходит общественное обсуждение. Чем быстрее человек, со счёта которого списаны деньги, свяжется с банком и полицией, тем больше шансы вернуть похищенное, сказали «Парламентской газете» эксперты.

Каждое седьмое преступление

Оперативно обмениваться информацией ЦБ и МВД смогут в системе обработки инцидентов ФинЦЕРТ Банка России, говорится в пояснительной записке к документу. Органы предварительного следствия будут передавать финрегулятору сведения об уголовных делах, связанных с переводом денег без согласия клиента. Центробанк же сможет поделиться со следственными органами содержимым своих баз данных о случаях и попытках совершения подобных операций.

Авторы инициативы отметили, что с 2013 года уровень IT-преступности возрос более чем в двадцать раз. В 2019 году этот показатель по отношению к 2018 году вырос вдвое, а за первые шесть месяцев нынешнего увеличился ещё на двадцать процентов. Сегодня практически каждое седьмое преступление совершается в IT-сфере или с использованием компьютерной информации.

В МВД рассказали, как чаще всего похищают деньги со счетов россиян

Оперативное межведомственное взаимодействие способно улучшить ситуацию с хищениями денег со счетов, но и сами владельцы банковских карт должны быть бдительны: едва заметив операцию, которую они не инициировали или не подтверждали, сообщить об этом в банк и в полицию — тогда есть шанс заблокировать транзакцию и начать проверку. Об этом «Парламентской газете» сказал председатель Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Однако и это не панацея, ведь 97 процентов средств выводят со счёта в течение двух часов, а через сутки — сто процентов.

В мошеннических схемах часто используют гастарбайтеров, которые затем покидают страну, могут поменять паспорт или использовать чужой документ, отметил Аксаков. Поэтому он предложил активнее использовать биометрию при оказании банковских услуг, поскольку эти данные труднее подделать. «Кроме того, надо создавать реестр лиц, уличённых в использовании транзитных счетов и обналичивании средств. Им должно быть запрещено удалённое использование счёта — только при обращении в банк», — сказал депутат.

Как вернуть деньги

По закону банки обязаны вернуть клиенту незаконно списанные средства, если не докажут, что человек сам нарушил правила использования карты. Об этом напомнили на портале госуслуг, где появился специальный раздел «Куда обратиться, если пропали деньги». Важно действовать быстро: заявить в полицию, позвонить в банк и заблокировать карту. Можно попробовать отменить транзакцию в личном кабинете банка или в мобильном приложении. Также необходимо запросить подробную выписку со счёта, где будет указано, куда ушли деньги.

«Если вы лично раскрыли мошеннику конфиденциальную информацию — например, дали пин-код от карты или сказали CVV-код, — банк не обязан возвращать деньги. Этот платёж считается добровольным, банк не имеет права отменять его и списывать деньги со счёта получателя», — сообщили на портале госуслуг.

Отдельно отмечено, что банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов — плательщиков и получателей денег. Но если банк откажется решать вопрос клиента, нужно попросить письменный отказ с указанием причин и написать жалобу на сайте ЦБ.

Не дарите пароли мошенникам

Российские банки могут приостановить любой денежный перевод, а также заблокировать карту, электронные кошельки и мобильные приложения. Делают они это, если есть признаки совершения операции без согласия владельца. Но вернуть удаётся лишь десятую часть уведённых денег, рассказал «Парламентской газете» заведующий кафедрой информационной безопасности Высшей школы экономики Александр Баранов.

«Если пароль похищен и пройдена удалённая идентификация, то операция не считается совершённой без согласия клиента, только если человек заранее не сообщил о краже данных», — объяснил эксперт. Тогда придётся доказывать, что произошёл несанкционированный доступ к информации.

Читайте также:

• Банк России определил признаки карт, которые вовлечены в теневой бизнес • Клиентов банков стали грабить дистанционно вдвое чаще • Минфин разрабатывает механизм, упрощающий возврат денег жертвам мошенников • СМИ: мошенники начали выдавать микрозаймы без ведома граждан

Нередко мошенники используют сложные технологии, защититься от которых обывателю непросто. Шифровать трафик или правильно настроить антивирус способны не все, отметил Александр Баранов. «Но хотя бы не устанавливайте бесконтрольно игры, программы и приложения, если не доверяете источнику. Они могут воровать данные», — добавил эксперт.

Более простой, но всё ещё эффективный способ мошенничества — липовые звонки из банка или правоохранительных органов. Часто они совершаются из других организаций — СИЗО или колоний. Для борьбы с ними весной этого года приняли закон, позволяющий оперативно блокировать мобильные номера, которые заключённые использовали для преступлений. Операторы связи обязаны их «отрубать» по решению сотрудников службы исполнения наказаний.