Что будет за неправильную рекламу кредита и мелкий шрифт в договоре

10.07.2023 09:09

Автор: Валерий Филоненко

Что будет за неправильную рекламу кредита и мелкий шрифт в договоре
  © Тимур Ханов/ПГ

Если банк, манипулируя шрифтами в кредитном договоре, ввел в заблуждение клиента, то такие действия следует квалифицировать как нарушение закона, а значит, можно рассчитывать на помощь не только квалифицированных защитников потребителей в финансовой сфере, но и российских судов. Уличенная в противоправных хитростях кредитная организация должна будет вернуть деньги клиенту, заплатить штраф за допущенные вольности и исправить свои регламенты по оформлению документов. Об этом «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Государственной Думы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила нарушения в рекламе о предоставляемом «Почта банком» кредите, размещенной на роллерном дисплее в Москве. Об этом сообщается на сайте антимонопольного органа. Ранее в ФАС обратился гражданин с жалобой на рекламу «Почта банка». В ней крупным шрифтом говорилось о процентной ставке по кредиту от 4 процентов при услуге «Гарантированная ставка». Однако данные о других условиях кредита, размещались в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом в течение короткого времени.

В профессиональном сообществе подобные рекламные трюки в банковском секторе назвали характерными. По словам Олега Иванова, советника председателя совета Ассоциации банков России, в действующей норме закона о рекламе, которой руководствуются банки, устанавливается требование к тому, как должны рекламироваться финансовые продукты, включая кредиты.

ФАС возбудила дело на «Почта банк» из-за мелкого шрифта в рекламе кредита

«Требований к шрифту там нет. Но есть другая норма. Если банк указывает хоть какой-то ценовой параметр, то обязательно должны быть прописаны и иные параметры кредита, которые влияют на его стоимость. По смыслу вроде бы разумно, но, как правило, банки на баннерах три на шесть метров обозначают мизерную процентную ставку метровыми цифрами, а потом все остальное — мелким шрифтом десять строк так, что если встанете с биноклем под этим баннером, то ничего не рассмотрите. Но норма закона выполнена. Вопрос в том, стало ли от этого кому-то легче. Очевидно, что никому», — отметил эксперт.

По мнению Олега Иванова, действующее регулирование кредитных продуктов не вполне соответствует требованиям времени. Поэтому его нужно менять с учетом нынешних реалий, чем сегодня и занимается профильный комитет Госдумы.

Но если с рекламой все объяснимо, то вот с кредитными договорами двойных толкований принятых норм быть не должно, считает его глава Анатолий Аксаков. Плохо читаемый мелкий шрифт в финансовом документе — это вполне реальное основание обратиться к правозащитникам или даже в суд, пояснил депутат.

«Если условия договора прописываются, то все существенные моменты документа должны быть обозначены специально выделенным шрифтом и представлены для ознакомления. Если кто-то этого не сделал, то на него можно подавать в суд, и этот процесс будет выигран», — заверил парламентарий.

Полностью материал читайте на сайте «Парламентской газеты»

Читайте также:

• Аксаков поддержал решение ЦБ ужесточить выдачу кредитов