Что будет с российским кинопрокатом без западных фильмов
С 12 апреля режиссеры-выпускники смогут снимать дебютные картины за счет государства
Президент Владимир Путин подписал закон о возможности полного государственного финансирования дебютных художественных и документальных фильмов отечественного производства. Документ, опубликованный на официальном портале правовой информации, вступает в силу 12 апреля. Кто сможет рассчитывать на такую поддержку и продержится ли российский кинопрокат без Голливуда, выясняла «Парламентская газета».
Поддержка для начинающих
Дебютные художественные фильмы режиссеров-выпускников профильных государственных вузов будет полностью финансировать государство. Такую же возможность власти предоставят молодым режиссерам документальных, научно-популярных и уникальных авторских анимационных лент. Деньги на съемки можно будет получить в течение пяти лет после окончания вуза. Ранее госфинансирование производства фильма, как правило, не могло превышать 70 процентов его сметной стоимости.
На создание кино уже в этом году выделят свыше 11,5 миллиарда рублей. Об этом 7 апреля заявил премьер-министр Михаил Мишустин, выступая с отчетом Правительства в Госдуме.
То, что государство будет поддерживать российский кинематограф и режиссеров, — это замечательно, считает кинорежиссер, сценарист Андрей Кравчук. Потому что без бюджетных денег сейчас вряд ли возможно представить существование отечественного кино. Конечно, есть еще интернет-платформы, телевидение, есть Фонд кино, но помощь всегда нужна, отметил режиссер.
Крайне важной господдержку молодых талантливых кинематографистов считает и первый зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Дмитрий Певцов. Такой закон поможет сделать первый шаг дебютантам, открыть новые имена в игровом и документальном кино и анимации, сказал депутат «Парламентской газете». Однако, по мнению Певцова, Министерству культуры необходимо разработать четкие нравственные критерии при отборе заявок. Например, такие признаки, как «творческое своеобразие, кинематографический язык, художественная ценность и актуальность проекта» не отражают содержания произведения, его мировоззрения и идеологии.
«Художественная ценность, актуальность и свой кинематографический язык могут быть и у разрушающего мораль и нравственность кино, и у созидательной картины, — уверен парламентарий. — Мы все знаем, что самую благую тему можно так перевернуть, что у зрителя останется оскомина».
Учитывая ситуацию, в которой оказались Россия и ее культура, в экспертный совет, рассматривающий заявки, должны войти представители традиционных конфессий, а также педагоги, психологи, историки и военные, уточнил Певцов. На предварительном этапе ознакомления с проектами, претендующими на госфинансирование, они смогут дать им «объективную, многостороннюю оценку».
Считают убытки
Российская киноиндустрия выживет и после введенных санкций, а вот кинопрокату сейчас приходится особенно тяжело, считает Андрей Кравчук.
«Фильмы мы как снимали, так и снимаем. Точно так же есть желание выразиться, поделиться своими эмоциями и опытом, рассказать историю и выйти к зрителю — сделать классное кино. А вот смогут ли продержаться кинотеатры — это очень беспокоит», — подчеркнул режиссер.
Ранее о сложной ситуации с российским кинопрокатом в интервью «Парламентской газете» рассказал и ректор ВГИК Владимир Малышев: кинотеатры сейчас подсели, они очень много собирали на американских фильмах, даже несмотря на то, что блокбастеров среди них было мало. Так что сейчас кинотеатрам очень нужна поддержка.
«Если, условно говоря, им нечем будет за коммуналку платить, то у нас опять автомобильные салоны начнут открываться вместо кинотеатров», — предрек Малышев.
Читайте также:
• В России будут проводить фестиваль жанрового кино • В Госдуме предлагают снимать хорошие фильмы про инвалидов
Ударили по культуре
Не успели кинотеатры отойти от ковидных ограничений, как грянуло новое испытание. В начале марта крупнейшие западные кинокомпании, такие как Sony Pictures, Universal, Paramount, Warner Bros, Disney, одна за другой приостановили работу в России и отменили запланированные в России премьеры. Например, из расписания весенних премьер сняли приключенческую комедию «Затерянный город», вторую часть «Соника в кино», премьеру «Бэтмена», мультфильм «Я краснею», кинокомикс «Морбиус» и другие, сообщил 1 марта РБК.
По прогнозу Ассоциации владельцев кинотеатров, без голливудского кино отрасль потеряет до 80 процентов прибыли. В 2021 году на российские фильмы пришлась четверть всех сборов отечественного кинопроката — более десяти миллиардов рублей из сорока. В 2022 году планируют, что наше кино принесет около шести миллиардов. Если ситуация не изменится, а интересных российских картин не станет больше, то до конца года кинотеатры потеряют не менее 11 миллиардов рублей. В поисках выхода из кризиса кинотеатры показывают кинокартины прошлых лет. Однако российские ленты выпуска 1960-2015 годов в марте принесли лишь 6 процентов от сборов. Переориентирование на фильмы дружественных стран, как и выпуск нового российского кино, займет время. Предприниматели считают, что, если от Правительства не будет финансовой поддержки, кинотеатральные сети неминуемо «схлопнутся».
В начале марта Ассоциация владельцев кинотеатров попросила власти выделить кинотеатрам прямую субсидию в объеме и по методике 2020 года, когда Правительство поддержало отрасль на время пандемии. В ассоциации подчеркнули, что рассчитывают на помощь государства и совместную мобилизацию усилий для поддержки российского кино и кинозрителей.
Чтобы заполнить опустевшие залы, кинопрокату не хватает госзаказа, считает Дмитрий Певцов. По его словам, на прошедшей в конце марта встрече депутатов с министром культуры Ольгой Любимовой шла речь о перезагрузке кинотеатров: они должны стать центрами культуры, просветительской, лекционной работы, взять на себя функции развивающих центров для детей и молодежи, а не просто транслировать западные фильмы и продавать попкорн, уточнил Певцов.
«Этой работой надо срочно заниматься и Министерству культуры, и операторам грантов, — уверен парламентарий. — Для производства фильмов нужно время, а чтобы в этот период кинотеатры не пустовали, прокатчики могут найти для себя новые формы работы».
Парламентарий надеется, что Министерство культуры им в этом поможет.
Ещё материалы: Ольга Любимова, Дмитрий Песков