Все о пенсиях в России

вчераВ Мособлдуме рассказали, кто может рассчитывать на срочную пенсионную выплату

два дня назадКакие льготы положены предпенсионерам

04.04.2025Депутат Чаплин: К 2026 году среднегодовая пенсия может достичь 25 тысяч рублей

Через пять лет общественный транспорт могут заменить автономные шаттлы

Что должна сделать Россия чтобы не проиграть мировую гонку за искусственный интеллект

Тема: Петербургский международный экономический форум 2019

06.06.2019 10:00

Автор: Светлана Заверняева

Через пять лет общественный транспорт могут заменить автономные шаттлы
Фото: АГН "Москва"

Россия — одна из ведущих стран — разработчиков систем искусственного интеллекта. Особенно сильные позиции у нас в создании машин-беспилотников. Эта тема станет одной из ключевых на Петербургском международном экономическом форуме.

Пока отечественные самоездящие автомобили курсируют только по Сколкову и Иннополису. Чтобы не проиграть мировую гонку за искусственный интеллект, их необходимо как можно скорее выводить на автодороги общего пользования, считают разработчики компании «Яндекс». Создатели первых отечественных четырёхколёсных беспилотников уверены, что уже в недалёком будущем пассажиров будут возить автобусы и маршрутки с автоматическим управлением. Это закономерный итог научно-технической эволюции, такой же как переход от телеги к автомобилю и от ЭВМ к компьютеру.

Путешествие с ветерком и без водителя

Год назад отечественный беспилотник, созданный компанией «Яндекс» на базе автомобиля Toyota Prius, впервые проехал от Москвы до Казани в общей сложности более 700 километров. А уже в начале 2019 года в Лас-Вегасе разработчики «Яндекса» презентовали полностью автоматизированный автомобиль, который проехал без водителя по довольно сложному маршруту.

Недобросовестных перевозчиков будут наказывать до аварии
В основе отечественных разработок в области искусственного интеллекта лежат достижения советской математической школы. «Именно этот задел позволяет России успешно конкурировать в области создания искусственного интеллекта с другими странами, в первую очередь с США и Китаем», — делает экскурс в историю директор по распространению технологий компании «Яндекс» Григорий Бакунов.

Сегодня над беспилотниками работают многие автокомпании, из-за чего основная конкуренция в этой области даже не между странами, а между производителями программного обеспечения. «Однако когда мы говорим о системах автоматического управления автомобилями в европейском автопроме, следует учитывать, что большая часть исполнителей этих технологий из России, США или Китая», — уточняет Бакунов.

По отзывам экспертов, технологии компании «Яндекс» не уступают разработкам Тesla и Uber. Но обкатывать беспилотный отечественный Prius, который произвёл фурор среди автоэкспертов, планируют не только в России, но и в других странах, где пока более лояльное законодательство для эксплуатации машин с автоматическим управлением.

В 2018 году вышло постановление Правительства, которое отчасти регулирует эксплуатацию автомобилей с автоматическим управлением. Согласно документу, по 1 марта 2022 года в Москве и Татарстане будет проводиться эксперимент по опытному использованию высокоавтоматизированных транспортных средств.

Согласно документу, за рулём беспилотника обязательно должен сидеть водитель, который в любой момент может взять управление в свои руки. Все его действия должны быть записаны на видео. При себе водитель должен иметь путевой лист с маршрутом, предварительно направленным во ФГУП НАМИ и МВД. Ещё одно непременное условие — машина должна быть застрахована на определённую сумму.

Какие законы нужны для беспилотников

Беспилотные автомобили хотят протестировать на маршруте от Москвы до Хельсинки
С точки зрения разработчиков, требования, которые предъявляются к компаниям-изготовителям, довольно жёсткие и не позволяют размахнуться и выпустить много беспилотных машин и эксплуатировать их в постоянном режиме.

С этим утверждением согласны и в Госдуме. По мнению члена думского Комитета по транспорту и строительству Александра ­Васильева, отечественная законодательная база пока отстаёт от технологических наработок в области искусственного интеллекта. В первую очередь, считает депутат, следует законодательно определить степени беспилотности, а также границы ответственности разработчика и владельца такой машины в случае, если она попадёт в аварию. По мнению председателя Комитета Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству Марата Галеева, главную ответственность за ДТП с участием беспилотника должен нести собственник транспортного средства. В ближайшее время законодательные предложения Госсовета Татарстана будут направлены в нижнюю палату парламента.

Ещё один вопрос, который срочно нужно отрегулировать, касается деятельности так называемого мозгового центра, который управляет высокоавтоматизированными транспортными средствами. «Государство должно создать своего рода диспетчерский пункт и отслеживать все перемещения беспилотников», — считает ­Васильев. Кроме того, база данных, где будут содержаться все алгоритмы на случай аварийных ситуаций, по мнению парламентария, также должна формироваться с государственным участием.

Разработчики беспилотников утверждают, что необходимо также создавать базу для развития высокоавтоматизированного общественного транспорта. Пока в правительственном постановлении нет ни слова об автобусах без водителей. А они в скором времени будут готовы перево­зить горожан.

Беспилотники выезжают на дороги
«С развитием искусственного интеллекта можно в разы увеличить частоту ночных рейсов. Ведь человек — это дневное существо, поэтому в тёмное время суток он хуже видит и, соответственно, хуже конт­ролирует окружающее пространство», — приводит аргументы в пользу беспилотных автобусов Григорий Бакунов.

В городе, где весь транспорт станет беспилотным, не нужны будут камеры и светофоры. Беспилотник запрограммирован на строгое соблюдение ПДД. Как только пешеход шагнёт на зебру, высокоавтоматизированный автобус не только сам остановится, но и передаст сигнал другим участникам дорожного движения, рисует образ недалёкого будущего директор по распространению технологий компании «Яндекс».

В ближайшее время в обеих палатах парламента намерены приступить к разработке регулирующих эту сферу нормативных актов. А российские разработчики тем временем планируют оснастить все машины такси компаний — партнёров «Яндекса» прибором, который при помощи пробегающего лазера сканирует состояние водителя и в случае, если он устал, блокирует машину и не даёт ему принимать заказ. Эта мера, уверены авторы изобретения, существенно повысит безопасность клиентов такси.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2308