Цены на авто могут снизиться через год
В Центробанке спрогнозировали, как ужесточение денежно-кредитной политики повлияет на доступность легковых машин
Поскольку мировая и быстро восстанавливающаяся российская экономики не удовлетворяются необходимым предложением товаров, их нехватка компенсируется ростом цен. В том числе это касается автомобильного рынка, на котором из-за логистических ограничений по вине пандемии выросла стоимость транспортных средств. Если дальнейшего ухудшения ситуации не произойдёт, то в 2022-2023 годах цены на автомобили снизятся. Об этом заявил замглавы Центробанка Алексей Заботкин 27 октября на совместном заседании рабочей группы думских комитетов по финрынку, по бюджету и налогам и по экономической политике.
Откуда такая инфляция
Выход мировой экономики из кризиса, который был вызван пандемией, и последовавший за этим рост спроса на товары, в том числе российского экспорта, стали причиной скачка инфляции. А неудовлетворённый спрос на товары компенсируется, как известно, ростом цен на них. Отсюда, собственно, и всплеск индекса потребительских цен выше семи процентов.
При этом Банк России, чтобы сдержать инфляционные ожидания, повышает ключевую ставку. Потому что высокая инфляция съедает сбережения, снижает предсказуемость и рентабельность предприятий, пояснил Алексей Заботкин.
А кроме того, заметил замглавы Центробанка, риски финансовой стабильности и рост инфляции снижают доверие к финансовой системе, что в будущем может осложнить задачу по созданию устойчивого роста экономики.
Это обстоятельство беспокоит и депутатов. «Важно понять, как будет действовать Центробанк для удержания процентных ставок. Я думаю, что предложения, которые звучали со стороны депутатов по нормализации ситуации с инфляцией и процентными ставками, будут отражены в проекте заключения на проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на следующие три года», — отметил глава думского Комитета по финрынку Анатолий Аксаков.
По словам депутата, на заседании четырёх комитетов с участием главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной 15 ноября документ будет рассмотрен, утверждён и представлен на рассмотрение на пленарном заседании Государственной Думы.
Очередь за автомобилями
Член Комитета Госдумы по финрынку Иван Бабич в ходе заседания обратил внимание, что в условиях пандемии нарушились логистические цепочки поставок, из-за чего автомобили выросли в цене на 40 процентов, а компоненты и вовсе в несколько раз.
«Соответственно сейчас при заказе автомобиля ожидание может составить год. При этом прогноз по инфляции Центробанка на следующий год довольно обнадеживающий — всего 4,4 процента. Но логистические поставки не изменятся за год. Какое-то время будем жить в условиях нехватки материалов. Почему цель поставлена вблизи четырёх процентов, хотя очевидно, что инфляция будет выше?»
Алексей Забокин пояснил, что цель эта ставится не на следующий год, а «на весь будущий горизонт». Он заверил, что в конце декабря следующего года инфляция, скорее всего, будет несколько выше четырёх процентов.
Что касается существующих ограничений логистических цепочек, а также ожидаемого их продления, то по факту они уже отражены в текущих ценах на автомобили, отметил замглавы Центробанка.
«Когда эти ограничения ужесточились, люди, которые по-прежнему были готовы приобрести новый автомобиль, также были готовы платить более высокую цену, — уточнил Заботкин. — Соответственно тот уровень цен на автомобильном рынке, который мы сейчас наблюдаем, уже отражает все ожидания». Но поскольку эти ожидания по логистическим цепочкам в течение года ухудшались, откладывались сроки расшивки этих узких мест, «то это создавало дополнительное повышательное давление на уровень цен», объяснил финансист.
Что будет дальше
Если дальнейшего ухудшения ситуации не будет, то дальше цены на автомобили расти не должны, заверил представитель Центробанка.
«А если логистические цепочки постепенно начнут расшиваться, то в течение 2022 года и дальше в 2023 году мы получим некоторую коррекцию цен вниз на те товары и услуги, где производство очень жёстко ограничено перебоями в цепочках поставок», — добавил он.
По словам зампреда Центробанка, текущие инфляционные ожидания находятся на уровне 2016 года и в непростых условиях «это подогревает избыточный спрос».
«Люди стремятся купить автомобиль не только потому, что они в нём остро нуждаются сейчас, а чтобы защитить свои сбережения от инфляции», — пояснил Алексей Заботкин.