Центробанк поможет оформить кредит на куличках
Регулятор предлагает серьёзно повысить финансовую доступность для россиян, проживающих в труднодоступных местах
Банк России намерен зорко следить, чтобы банки создавали безбарьерную среду и расширяли цифровые сервисы для жителей отдалённых территорий. Регулятор также предлагает расширить доступность к финуслугам для инвалидов, особенно для людей с нарушениями слуха и речи.
В качестве дополнительного механизма для их идентификации в единой биометрической системе ЦБ рассматривает возможность использования рисунка вен ладони. В Госдуме поддерживают устремления Центробанка, но считают, что, помимо совершенствования киберфинансовой среды, в малонаселённых пунктах необходимо расширять присутствие простых стационарных офисов кредитных организаций.
Цифра не должна мешать доступности
Массовый переход банковских клиентов на онлайн-обслуживание за последние годы заметно упростил получение тех или иных финансовых услуг, но, как свидетельствует ЦБ, не везде одинаково россияне пока ещё могут воспользоваться ими.
Опросы показывают, что в 2021 году лишь 68,7% сельских жителей и 72,4% жителей малых городов (до 50 тысяч человек) пользовались дистанционным доступом к банковским счетам для перевода денег. В городах такой показатель превышает 78 процентов. Кроме того, дисбаланс обнаружен и в сфере мгновенных (в течение 15 минут) переводов с использованием любых каналов онлайн- или офлайн-связи — 91,8% горожан против 82,5% селян. Об этом говорится в проекте Банка России «Приоритетные направления повышения доступности финансовых услуг на период 2022-2024 годов».
Читайте также:
• Центробанк хочет ужесточить порядок оценки долговой нагрузки по потребкредитам • Выдачу необеспеченных кредитов предлагают взять под контроль • Центробанк рекомендовал проверять страховых агентов через QR-коды
В частности, отмечаются сложности с доступом инвалидов, пожилых и других маломобильных групп населения к онлайн-каналам. Однако основным барьером здесь служит не отсутствие Интернета, а то, что дистанционные финансовые услуги не всегда адаптированы к нуждам этих групп населения.
Хотя и сказать, что банки остаются в стороне от проблем клиентов, тоже нельзя: кредитные организации расширяют набор проводимых в них банковских операций в отделениях почтовой связи. По данным ЦБ, такой формат обслуживания охватывает уже 95% всех действующих стационарных отделений почтовой связи.
И всё же развиваться есть куда. Для устранения возможной дискриминации в отношении жителей удалённых поселений Центробанк, к примеру, планирует проводить выборочную оценку качества, ценовую и ассортиментную доступность финансовых услуг в сельской местности и на отдалённых территориях. А в населённых пунктах, в которых ЦБ обнаружит недостаточный уровень развития инфраструктуры предоставления финуслуг, регулятор запланировал «реализацию точечных мер».
Для повышения доступности и качества финуслуг для людей с инвалидностью, в особенности с нарушениями слуха и речи, ЦБ предлагает расширить перечень модальностей, используемых в единой биометрической системе (ЕБС). В качестве дополнительного механизма для биометрической идентификации в ЕБС рассматривается использование рисунка вен ладони как достаточно надёжного биометрического признака. Об этом сообщает «Известия» со ссылкой на ЦБ 6 октября.
Побольше бы стационарных офисов в сёлах
На долгосрочном горизонте до 2030 года ЦБ также планирует расширить линейку финансовых инструментов, ориентированных на россиян с относительно невысоким уровнем дохода, которые могут выделить из семейного бюджета лишь небольшие суммы для приобретения банковских или страховых продуктов и услуг. Кроме того, регулятор намерен развивать способы защиты малообеспеченных россиян от спонтанных решений, которые создают для них серьёзные финансовые риски.
По мнению председателя Комитета Госдумы VII созыва по финрынку Анатолия Аксакова, хотя цифровой прогресс и не остановить, однако следует помнить о тех, кто в полной мере его плодами воспользоваться пока не может.
«Именно поэтому мы принимали специальные организационные решения, в том числе прописывали в постановлении Госдумы, что необходимо сохранять в труднодоступных районах сеть стационарных офисов. Потому что была тенденция закрытия офисов, отчего страдало старшее поколение, которое не умеет пользоваться цифровыми технологиями. Соответственно, им было сложнее получить услуги дистанционно», — отметил депутат в интервью «Парламентской газете».
В то же время законодатель призывает активнее использовать цифровые технологии. Для этого Госдума приняла в прошлом году закон о «маркетплейсе», который позволяет дистанционно получать разные виды финансовых услуг, напомнил Аксаков. «Причём не только банковских, но и на рынках страхования и ценных бумаг, — уточнил он. — Мы уже приняли в первом чтении законопроект, в соответствии с которым этой услугой смогут пользоваться индивидуальные предприниматели и представители малого и среднего бизнеса. Надеюсь, осенью мы примем его в третьем чтении».
Другой неотъемлемой частью развития рынка банковских услуг Анатолий Аксаков назвал повышение финансовой грамотности населения. Во-первых, люди должны знать, что есть определённые виды услуг, например удобная система быстрых платежей, которой не все ещё пользуются.
«В ближайшее время планируем принять закон о единой биометрической системе, которая позволит банкам дистанционно работать со своими клиентами. Люди, конечно, должны знать о том, что есть такая возможность. Если они сочтут для себя её полезной, то могут сдать свои биометрические данные — либо в банке, либо в МФЦ — и дальше пользоваться разными видами услуг, уже не приходя в офис», — пояснил парламентарий.,
Кроме того, в финансово-просветительской сфере крайне актуальной остаётся тема кибербезопасности. В половине случаев, по словам депутата, люди сами передают свои персональные данные, после чего с их счетов воруют деньги.
А ещё россиянам нужно рассказывать побольше не только о возможностях, который несёт рынок ценных бумаг, но и о возможных потерях. Анатолий Аксаков напомнил, что теперь банки обязаны предоставлять полную информацию, помимо выгод того или иного финансового инструмента, ещё и о рисках, которые они несут в себе. И если такие сведения не будут доведены до человека, то ЦБ может обязать финансовую организацию обратно выкупить продукт, проданный без должного уведомления о его проблемности.
Ещё материалы: Анатолий Аксаков