Центробанк поможет оформить кредит на куличках
Регулятор предлагает серьёзно повысить финансовую доступность для россиян, проживающих в труднодоступных местах
![Центробанк поможет оформить кредит на куличках Центробанк поможет оформить кредит на куличках](https://www.pnp.ru/upload/entities/2021/10/08/14/article/detailPicture/1a/54/20/26/1b0d0244d8d0596257447627417346a6.jpg)
Банк России намерен зорко следить, чтобы банки создавали безбарьерную среду и расширяли цифровые сервисы для жителей отдалённых территорий. Регулятор также предлагает расширить доступность к финуслугам для инвалидов, особенно для людей с нарушениями слуха и речи.
В качестве дополнительного механизма для их идентификации в единой биометрической системе ЦБ рассматривает возможность использования рисунка вен ладони. В Госдуме поддерживают устремления Центробанка, но считают, что, помимо совершенствования киберфинансовой среды, в малонаселённых пунктах необходимо расширять присутствие простых стационарных офисов кредитных организаций.
Цифра не должна мешать доступности
Массовый переход банковских клиентов на онлайн-обслуживание за последние годы заметно упростил получение тех или иных финансовых услуг, но, как свидетельствует ЦБ, не везде одинаково россияне пока ещё могут воспользоваться ими.
Опросы показывают, что в 2021 году лишь 68,7% сельских жителей и 72,4% жителей малых городов (до 50 тысяч человек) пользовались дистанционным доступом к банковским счетам для перевода денег. В городах такой показатель превышает 78 процентов. Кроме того, дисбаланс обнаружен и в сфере мгновенных (в течение 15 минут) переводов с использованием любых каналов онлайн- или офлайн-связи — 91,8% горожан против 82,5% селян. Об этом говорится в проекте Банка России «Приоритетные направления повышения доступности финансовых услуг на период 2022-2024 годов».
Читайте также:
• Центробанк хочет ужесточить порядок оценки долговой нагрузки по потребкредитам • Выдачу необеспеченных кредитов предлагают взять под контроль • Центробанк рекомендовал проверять страховых агентов через QR-коды
В частности, отмечаются сложности с доступом инвалидов, пожилых и других маломобильных групп населения к онлайн-каналам. Однако основным барьером здесь служит не отсутствие Интернета, а то, что дистанционные финансовые услуги не всегда адаптированы к нуждам этих групп населения.
Хотя и сказать, что банки остаются в стороне от проблем клиентов, тоже нельзя: кредитные организации расширяют набор проводимых в них банковских операций в отделениях почтовой связи. По данным ЦБ, такой формат обслуживания охватывает уже 95% всех действующих стационарных отделений почтовой связи.
И всё же развиваться есть куда. Для устранения возможной дискриминации в отношении жителей удалённых поселений Центробанк, к примеру, планирует проводить выборочную оценку качества, ценовую и ассортиментную доступность финансовых услуг в сельской местности и на отдалённых территориях. А в населённых пунктах, в которых ЦБ обнаружит недостаточный уровень развития инфраструктуры предоставления финуслуг, регулятор запланировал «реализацию точечных мер».
Для повышения доступности и качества финуслуг для людей с инвалидностью, в особенности с нарушениями слуха и речи, ЦБ предлагает расширить перечень модальностей, используемых в единой биометрической системе (ЕБС). В качестве дополнительного механизма для биометрической идентификации в ЕБС рассматривается использование рисунка вен ладони как достаточно надёжного биометрического признака. Об этом сообщает «Известия» со ссылкой на ЦБ 6 октября.
Побольше бы стационарных офисов в сёлах
На долгосрочном горизонте до 2030 года ЦБ также планирует расширить линейку финансовых инструментов, ориентированных на россиян с относительно невысоким уровнем дохода, которые могут выделить из семейного бюджета лишь небольшие суммы для приобретения банковских или страховых продуктов и услуг. Кроме того, регулятор намерен развивать способы защиты малообеспеченных россиян от спонтанных решений, которые создают для них серьёзные финансовые риски.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2021/10/08/14/articleImage/image/a4/20/11/86/119b1cbe6815647d5b2ef2fb20ab931e.jpg)
По мнению председателя Комитета Госдумы VII созыва по финрынку Анатолия Аксакова, хотя цифровой прогресс и не остановить, однако следует помнить о тех, кто в полной мере его плодами воспользоваться пока не может.
«Именно поэтому мы принимали специальные организационные решения, в том числе прописывали в постановлении Госдумы, что необходимо сохранять в труднодоступных районах сеть стационарных офисов. Потому что была тенденция закрытия офисов, отчего страдало старшее поколение, которое не умеет пользоваться цифровыми технологиями. Соответственно, им было сложнее получить услуги дистанционно», — отметил депутат в интервью «Парламентской газете».
В то же время законодатель призывает активнее использовать цифровые технологии. Для этого Госдума приняла в прошлом году закон о «маркетплейсе», который позволяет дистанционно получать разные виды финансовых услуг, напомнил Аксаков. «Причём не только банковских, но и на рынках страхования и ценных бумаг, — уточнил он. — Мы уже приняли в первом чтении законопроект, в соответствии с которым этой услугой смогут пользоваться индивидуальные предприниматели и представители малого и среднего бизнеса. Надеюсь, осенью мы примем его в третьем чтении».
Другой неотъемлемой частью развития рынка банковских услуг Анатолий Аксаков назвал повышение финансовой грамотности населения. Во-первых, люди должны знать, что есть определённые виды услуг, например удобная система быстрых платежей, которой не все ещё пользуются.
«В ближайшее время планируем принять закон о единой биометрической системе, которая позволит банкам дистанционно работать со своими клиентами. Люди, конечно, должны знать о том, что есть такая возможность. Если они сочтут для себя её полезной, то могут сдать свои биометрические данные — либо в банке, либо в МФЦ — и дальше пользоваться разными видами услуг, уже не приходя в офис», — пояснил парламентарий.,
Кроме того, в финансово-просветительской сфере крайне актуальной остаётся тема кибербезопасности. В половине случаев, по словам депутата, люди сами передают свои персональные данные, после чего с их счетов воруют деньги.
А ещё россиянам нужно рассказывать побольше не только о возможностях, который несёт рынок ценных бумаг, но и о возможных потерях. Анатолий Аксаков напомнил, что теперь банки обязаны предоставлять полную информацию, помимо выгод того или иного финансового инструмента, ещё и о рисках, которые они несут в себе. И если такие сведения не будут доведены до человека, то ЦБ может обязать финансовую организацию обратно выкупить продукт, проданный без должного уведомления о его проблемности.
![Просмотров Просмотров](https://www.pnp.ru/static/422/i/ico_eye.png)
Ещё материалы: Анатолий Аксаков