Бюрократии в концессиях на транспорте будет меньше
Частно-государственные трамваи уже ждут инвесторов, но не всех
Упрощенные конкурсные процедуры будут действовать для участников концессионных соглашений государственно-частного партнерства по проектам наземного общественного транспорта. С 12 мая 2022 года вступает в силу закон, принятый по инициативе российского Правительства, который совершенствует эту сферу экономических взаимоотношений. В Петербурге, где уже несколько лет реализуется успешный опыт ГЧП на транспорте, считают, что документ устраняет противоречия, тормозящие развитие подобных прорывных проектов.
Кроме ЕврАзЭС
Закон №126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» совершенствует взаимоотношения между инвестором и властями при запуске общественного транспорта на основе концессий и государственно-частного партнерства или муниципально-частного партнерства.
Документ упрощает конкурсные процедуры и получение необходимых разрешений на перевозку пассажиров. Указано, что в концессии, концедентом по которой выступает муниципальное образование, в качестве самостоятельной стороны может участвовать субъект Федерации.
Закон сразу решает спорный вопрос регулируемого тарифа за проезд в таком транспорте, запущенном, в том числе, на средства частного инвестора: стоимость проезда должна быть не выше максимальной цены во всем остальном пассажирском транспорте в регионе.
Самой главной новацией стал запрет участвовать в таких концессиях иностранным инвесторам или российским компаниям, с ними аффилированным. Исключение сделано только для членов Евразийского экономического союза, в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия.
Вице-губернатор Петербурга Максим Соколов, ранее занимавший пост министра транспорта России, считает, что документ «подружил» общественный транспорт и бизнес.
«Законодательством устранены противоречия между концессионным соглашением и законом о регулярных перевозках. Внесенные изменения убрали необходимость концессионеру проходить дополнительный отбор либо на право заключения государственного или муниципального контракта, либо на получение свидетельства об осуществлении перевозок», — отметил Соколов, комментируя «Парламентской газете» вступивший в силу документ.
Он напомнил, что ранее закон о регулярных перевозках не предусматривал никаких исключений ни для концессионеров, ни для частных партнеров по соглашениям о ГЧП. Теперь они, наконец, появились, что сделало транспортную отрасль коммерчески привлекательнее.
«Отмечу, что в отношении, например, проекта трамвайной линии «Чижик» специфика концессионного соглашения уже была учтена законодательством Петербурга. Это в очередной раз показывает, с каким вниманием в Петербурге разрабатываются даже первые в своем роде проекты», — добавил чиновник.
Частный трамвай для Петербурга
В Северной столице уже реализован первый в России успешный опыт государственно-частного партнерства в сфере легкорельсового транспорта. В Красногвардейском районе города по выделенным путям курсируют изготовленные в Белоруссии зеленые трамваи «Чижик», оснащенные по последнему слову техники. Они обслуживают четыре маршрута — «куст» неподалеку от Ладожского вокзала.
Это единственная в стране трамвайная сеть, где делали комплексную реконструкцию с расчетом на применение цифровых технологий и средств автоматизации. Для запуска проекта реконструировали более 14 километров трамвайных путей и контактной сети, создали 40 остановок, три разворотных кольца, приобрели 23 низкопольных трамвая.
Максим Соколов уточнил: «Трамваи «Чижик» полностью интегрированы в городскую транспортную систему, работают в полную силу на всех маршрутах и востребованы жителями Красногвардейского района. Такой успешный опыт позволяет планировать и следующие трамвайные концессии в Петербурге».
Читайте также:
• В Петербурге предложили разделить электросамокаты на целевые категории
Концессионное соглашение сроком на 30 лет с инвестором заключили в мае 2016 года. В 2018 году состоялся запуск первого этапа. Третий — осенью 2019 года. Общий объем инвестиций — 15,4 миллиарда рублей, из них 3 миллиарда рублей предоставил город. Оставшаяся сумма была привлечена за счёт размещения концессионных облигаций почти на 12 миллиардов рублей и акционерных займов.
Проезд в «Чижике» стоит столько же, сколько и в обычных городских трамваях.