Бюджету предписано решать конкретные задачи
Госдума предложила полностью разбюрократизировать процесс финансирования нацпроектов
Все госпрограммы и национальные проекты в рамках федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов нацелены на выполнение задач, поставленных в майском указе президента России. В первую очередь — на повышение продолжительности жизни и благосостояния россиян к 2024 году. Добиться этого поможет серьёзное увеличение инвестиционного потока, который через шесть лет должен составить не менее 25 процентов от ВВП, а также кратный рост экспортного потенциала за счёт создания за границей крупных российских индустриальных зон.
Тщательно и со вкусом
По общему согласию экспертов и самих законодателей, такого скрупулезного рассмотрения главного финансового документа страны на площадке Комитета Госдумы по бюджету и налогам ещё не было. Процесс ознакомления с госпрограммами был настолько чётким и принципиальным, что ни одно из министерств и ведомств, ответственных за их исполнение, не ушло без особых напутствий главы комитета Андрея Макарова.
Он просил коллег относиться к представляемым документам более тщательно в части распределения средств на конкретные мероприятия, потому что регионам требуется уже сегодня знать их точное место в процессе реализации нацпроектов. А сейчас этого пока не наблюдается. Окончательно все цифры будут готовы ко второму чтению, а сами госпрограммы после их принятия будут доработаны до 1 апреля будущего года.
Но, с другой стороны, проект бюджета не может не радовать: он впервые за много лет профицитный, сбалансированный. А его параметры свидетельствуют об одном: все социальные и финансовые обязательства будут выполнены несмотря ни на какие колебания цен на энергоносители и действия внешних недоброжелателей. И это мнение не одного профильного комитета, а всех 25 думских комитетов, которые поддержали принятие проекта бюджета в первом чтении, отметил Макаров в понедельник, 22 октября. Добавив при этом, что бюджет был изучен досконально «не только с точки зрения выделяемых средств, но и с точки зрения тех задач, которые он призван решить».
Депутат напомнил, что все эксперты, за исключением одного теоретика из МГУ, высказывая критику по целому ряду вопросов, всё же согласились с уникальностью документа, посчитав необходимым его поддержать. Регионы, приславшие свои отзывы, также в стороне не остались, одобрительно оценив параметры денежных расходов в последующие три года.
Что скажет трехсторонняя комиссия
По словам главы комитета, бюджет хоть и отличается выгодно от своих предшественников, но всё-таки в донастройке нуждается. Ко второму чтению от теории депутаты перейдут к конкретике: предполагается сформировать гибкий механизм, который поможет при реализации нацпроектов и госпрограмм оперативно решать вопросы «переброски» средств на наиболее перспективные направления и нацпроекты.
«В процессе работы могут быть какие то отставания или недоосвоения, поэтому нужна возможность оперативного уточнения, которое бы не меняло сути управления проектом в ходе исполнения бюджета», — пояснил Макаров суть первой поправки.
Вторая поправка комитета направлена на то, чтобы все субсидии по регионам были распределены уже ко второму чтению проекта бюджета, то есть в ноябре. Предельный срок исполнения этого требования, который выставляет Госдума, определяется до 1 декабря на основании предварительного обсуждения трехсторонней комиссии.
Третья поправка касается вопроса перераспределения межбюджетных трансфертов в ходе исполнения бюджета. Процесс также должен быть согласован с трёхсторонней комиссией.
Кроме того, давая в целом положительное заключение по предложенному Правительством документу, профильный комитет всё же отметил необходимость дополнить выполнение программных и проектных мер институциональными реформами, ориентированными на прорывные темпы научно-технического и социально-экономического развития.
Растёт и крепнет
Согласно проекту бюджета на 2019 году ВВП страны увеличится на 4,6 триллиона рублей по сравнению текущими показателями, до 106 триллиона рублей при темпах роста 1,3 процента. В 2021 году темпы роста экономики значительно возрастут и ВВП достигнет 118,4 триллиона рублей.
Прорывной рост ВВП, по расчётам Правительства, обеспечит целый пакет структурных изменений, ключевыми элементами которых станут нацпроекты и комплекс мер по повышению инвестиционной привлекательности. К 2024 году объём инвестиций в российскую экономику составит 25 процентов от уровня ВВП.
При этом прогнозируется, что отраслевая структура инвестиций в основной капитал будет определяться приоритетными направлениями госполитики в сфере инфраструктурных проектов и импортозамещения в машиностроении, фармацевтической и пищевой промышленности.
Прогноз основных макроэкономических показателей, взятых за основу для формирования проекта федерального бюджета, составлен исходя из цены на нефть 63,4 доллара за баррель в 2019 году, при ожидаемой цене на нефть 69,7 доллара в конце 2018 года.
Уровень инфляции при этом должен вырасти с 3,4 процента в конце 2018 года до 4,3 процента в 2019 году, но впоследствии снизится до 4 и 3,8 процента в 2020 и 2021 годах. В то же время курс рубля сохранится в пределах 63,9-64 рубля за доллар до конца 2021 года.
Ещё материалы: Андрей Макаров