Бюджетные деньги должны поступать в регионы вовремя
Новый порядок финансирования местной казны может ощутимо уменьшить инфляцию
Средства федерального бюджета должны гарантированно поступать в регионы в январе, а не в середине года, как это происходит сейчас. С такой инициативой выступил председатель Госдумы Вячеслав Володин, предложив разработать соответствующие нормативные документы и изменить ведомственные регламенты. Обосновывая необходимость таких изменений, спикер подчеркнул: «Вопрос перечисления денег в регионы — это вопрос бюджетной дисциплины. Чтобы рубль доходил до человека на решение проблем».
Во что выливается медлительность Минфина
Вопрос своевременного поступления денег в субъекты Федерации, чтобы финансировать соответствующие региональные обязательства и выполнять государственные программы, как заметил в ходе дискуссии в пресс-центре «Парламентской газеты» 8 октября известный макроэкономист Михаил Хазин, насчитывает десятки лет. Такие задержки, по его словам, обусловлены стратегической политикой Минфина России, которая объективно не способствует задаче развивать реальный сектор экономики, направляя сверхприбыли от экспорта нефти в зарубежные активы.
Бесспорно, инициатива Вячеслава Володина в случае её реализации даст несомненный эффект, но сопротивление скрытых оппонентов в экономическом блоке Правительства, по мнению Хазина, будет трудно преодолеть, даже несмотря на то, что Президент России Владимир Путин поддержал предложения Госдумы о поступлении денег в регионы не позже января.
Ведь как происходит сейчас? Деньги, согласно федеральному и региональным бюджетам, расписаны по проектам с соответствующей документацией и технологическими графиками, которые составлены с учётом годичного цикла, — они в идеале должны поступить в январе, после чего заключаются соответствующие договоры на производство или строительство, организуются аукционы или конкурсы. Эти действия проводят по системному плану — в теории.
Но на практике деньги Минфин перечисляет очень часто в лучшем случае в марте, а то и в июле — сентябре. Региональные власти, чтобы не сорвать планы, ожидая, когда же поступят бюджетные ресурсы, вынуждены брать кредиты в коммерческих банках под 18-20 процентов. Эти проценты складываются в громадную кредитную задолженность, которая, хотя и снизилась в 2018 году на пять процентов и составила 109 миллиардов рублей, но продолжает висеть неподъёмной гирей на балансах большинства российских регионов.
Помимо объективных причин, которые привели к такой ситуации, Михаил Хазин выделяет и субъективные факторы, препятствующие бесперебойному и своевременному финансированию регионов, в первую очередь отсутствие единого центра, где проходило бы согласование направления расходов государственных средств. В Правительстве, по словам экономиста, существует семь контуров, через которые необходимо согласовывать решения по своевременному перечислению денег в регионы. Такая ситуация наряду с возможной коррупциогенностью самого бюджетного процесса может создать значительные трудности для реализации предложения Госдумы.
Ведомственные регламенты нуждаются в корректировке
С такой позицией не согласен Виктор Зубарев, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Он считает, что вполне возможно в течение месяца-двух согласовать изменения в ведомственных регламентах, которые регулируют порядок и сроки поступления бюджетных денег в регионы. С этой целью будет создана комиссия из депутатов профильных комитетов и представителей Правительства. Главное, считает парламентарий, что есть политическая воля, ясно выраженная и Президентом России Владимиром Путиным, и председателем Правительства Дмитрием Медведевым, которые поддержали инициативу Вячеслава Володина.
Виктор Зубарев, в недавнем прошлом заместитель председателя правительства в Красноярском крае, на собственном опыте знает, к каким последствиям приводит задержка финансирования — нет времени, чтобы провести тендеры в разумные сроки без всякого экстрима, и в результате, к примеру, дорогу кладут на снег, потому что деньги на её строительство пришли только в августе. И стоимость проектов в итоге обходится дороже на 25-30 процентов. Предлагаемый механизм «федерального тайм-менеджмента», по формулировке депутата, станет основой, чтобы регионы перешли наконец к системе стратегического планирования в соответствии с модельными бюджетами.
Но только обновлениями подзаконных актов не стоит ограничиваться, считает Зубарев. Надо диверсифицировать федеральные субсидии и дотации, чтобы сбалансировать выделяемые средства, имея в виду, что многим субъектам необходима особая помощь федерального Центра в выполнении ключевых социальных обязательств — повышать уровень здравоохранения, улучшать образование, строя новые современные больницы и школы, развивать социальное предпринимательство.
Реузьтатам — быть!
Несмотря на разницу в оценках перспектив новой инициативы Госдумы, участники дискуссии были едины в одном: новый порядок финансирования не теоретические изыскания, он будет иметь вполне практические результаты, заметные для каждого гражданина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Кубышку» наконец-то вскроют
«Согласно данным Росстата, реальная инфляция в прошлом году составила около 10 процентов, — заявил Михаил Хазин, — бесперебойное и своевременное финансирование региональных проектов само по себе способно сократить эту цифру на три-пять процентов через механизмы уменьшения закредитованности местных бюджетов и субъектов малого и среднего бизнеса, работающих по госзаказам».
К тому же, как подчеркнул Виктор Зубарев, стабильное и плановое финансирование — первый шаг к тому, чтобы формировать на региональном уровне внутренние источники развития, повышая потребительский спрос и стимулируя банки инвестировать реальный сектор экономики.
Ещё материалы: Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Вячеслав Володин , Виктор Зубарев