Будущих предпринимательниц хотят начать готовить ещё в школе
Образовательная программа «Девочка-лидер» поможет раскрыть предпринимательский потенциал россиянок и преодолеть существующие в обществе стереотипы
По данным опроса, проведённого в рамках Евразийского женского форума, 2/3 соотечественниц трудоспособного возраста хотели бы иметь своё дело. Однако решились на это всего 30 процентов женщин. Остальным воплотить свою мечту в жизнь мешает отсутствие информации об инструментах, которые помогут открыть свой бизнес, и миф, что успешным руководителем может быть только мужчина. Пора искоренить этот стереотип, считают эксперты в области женского предпринимательства. О мерах поддержки для начинающих и уже заявивших о себе деловых леди они рассказали на «круглом столе» в пресс-центре «Парламентской газеты».
Портрет российской предпринимательницы
«Российская бизнес-леди — не оголтелая феминистка, она не соревнуется с мужчиной, а успешно совмещает разные роли: хранительницы семейного очага, заботливой мамы, любящей жены и успешного владельца бизнеса», — подчеркнула зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Альфия Когогина. По её мнению, этому умению девочек надо учить с раннего детства в семье, а в систему образования нужно интегрировать программу по развитию лидерских качеств.
Мы должны воспитывать у юных россиянок стремление не только удачно выйти замуж, но и реализовать свои мечты, быть ответственной за себя, свою семью и страну наравне с мужчиной», — отметила депутат. От развития женского предпринимательства выиграет не только экономика, но и социальная сфера, уточнила она. Ведь образованная и целеустремлённая мама будет и в своих детях воспитывать те же качества.
«Женщина награждена и в то же время обременена деторождением. И в этом главное отличие женского бизнеса от мужского», — рассуждает президент Ассоциации многодетных семей, координатор федерального проекта «Профессия — мама» Елена Фоминых. По её мнению, в поддержке на государственном уровне в первую очередь нуждаются проекты, реализованные женщинами, которые находятся в декретном отпуске, или многодетными мамами. Эта категория предпринимательниц, пояснила она, находится в повышенной зоне риска, из-за того что мамы, воспитывающие маленьких детей, больше привязаны к дому и менее социализированы.
Не хватает информации и дешёвых кредитов
Кроме того, в особенной поддержке нуждается социальный бизнес, где трудятся инвалиды, добавила социальный предприниматель, директор фабрики по производству ортопедической обуви Галина Волкова. Все остальные категории бизнес-леди, по её мнению, вполне могут решать свои проблемы в рамках действующего законодательства. «Я никогда не сталкивалась с гендерной дискриминацией по поводу предоставления субсидий, все меры поддержки предпринимателей работают равно как для мужчин, так и для женщин», —констатировал бизнесвумен с 18-летним опытом.
Именно поэтому пожелания многих россиянок, решивших открыть свой бизнес, не относятся к сфере женского бизнеса. Так, предприниматели, решившие открыть собственное производство, нуждаются в мерах поддержки строительства. «Чаще всего не хватает средств на оборотный капитал, комплектующие и строительные материалы», — поделилась Галина Волкова.
Другие участники «круглого стола» отметили нестыковки законов и подзаконных актов. «Закон об образовании разрешает индивидуальным предпринимателям осуществлять деятельность без лицензии. При этом такие образовательные организации не имеют права принимать от родителей в качестве оплаты средства материнского капитала», — сказала владелица сети частных детсадов Венера Шайдуллина. Из-за этого предприниматели в сфере образования теряют примерно треть своих клиентов.
Если говорить об уже действующих мерах поддержки женского бизнеса, наиболее востребованной является онлайн-бизнес-навигатор. «Это — федеральная сеть, с помощью которой можно не только найти помещение для будущего бизнес-проекта, но и получить сведения о видах деятельности, востребованных в данном регионе», — объяснила Альфия Когогина.
Однако далеко не все начинающие предпринимательницы знают об инструментах господдержки женского бизнеса. Эту информацию, по мнению депутата необходимо популяризировать, ведь недостаток информации рождает мифы, что власть не заинтересована в развитии женского предпринимательства. Другой эффективной мерой является наставничество — когда опытные бизнесвумен помогают начинающим. Сегодня любая предпринимательница на этапе стартапа может обратиться к Когогиной. За последний год около 700 россиянок из 29 субъектов прошли обучение в рамках федерального проекта «Мама-предприниматель», а 20 процентов из них уже открыли свой бизнес.
Ещё материалы: Альфия Когогина