Больницы и школы будут строить без проволочек
Создание единого госзаказчика в сфере строительства позволит не только ускорить процесс, но и сэкономить бюджетные деньги
Сроки сдачи объектов здравоохранения, образования, спорта или культуры в регионах перестанут нарушаться и выйдут из-под прицела регулярной критики законодателей, благодаря созданию в стране публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства». Она займётся архитектурным проектированием, строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом зданий и сооружений, находящихся в госсобственности. Такой законопроект Госдума приняла в первом чтении 18 ноября.
За что будет отвечать единый заказчик
Впервые о планах по созданию публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» рассказал Ирек Файзулин 10 ноября, в день, когда его кандидатура на пост министра строительства и ЖКХ была утверждена депутатами Госдумы. Необходимость в этом возникла, по его словам, потому что с 1 октября в ведение Минстроя перешёл ряд федеральных казённых учреждений по направлению «образование», «здравоохранение», «спорт», «культура», занимающихся стройкой.
В ходе пленарного заседания замглавы Минстроя Никита Стасишин отметил, что основная цель создаваемой компании — повышение эффективности капитальных вложений, осуществляемых за счёт средств федерального бюджета. «Единый заказчик» займётся архитектурно-строительным проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства госсобственности РФ, а также сохранением объектов культурного наследия.
«Единый заказчик» осуществляет полномочия главного получателя, распорядителя и администратора бюджетных средств, связанных со строительством объектов, — уточнил замминистра. — Закупки проводятся «жёстко» в рамках закона ФЗ-44 о контрактной системе».
Перечень объектов, которые станет опекать «Единый заказчик», будет определён кабмином, но уже сейчас можно сказать, что нормы законопроекта не будут распространяться на объекты обороны и безопасности государства, транспортной инфраструктуры, правоохранительной деятельности, а кроме того, объекты «Росатома» и «Роскосмоса».
«Единый заказчик» займётся тем госзаказом, по которому и срываются сроки, появляются объекты незавершённого строительства, идёт удорожание проектно-сметной документации и несоответствие проекту реализации объекта, Ровно поэтому мы всё это оптимизируем, сократим сроки, снизим затраты и люди будут получать объекты, которые они ждут, в срок и надлежащего качества», — заверил Стасишин. Он добавил, что финансирование «Единого заказчика» предполагается за счёт субсидий, в том числе имущественного взноса РФ на текущую деятельность и бюджетные инвестиции.
В Совфеде и Госдуме поддерживают единого заказчика
Депутат Госдумы Павел Федяев в ходе заседания отметил, что парламентарии поддерживают законопроект, так как его принятие позволит более эффективно расходовать бюджетные средства, «выделяемые на строительство объектов капитального и гражданского назначения». При этом к законопроекту есть ряд технических замечаний, которые должны быть устранены ко второму чтению проекта.
Ранее замглавы Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов заявил «Парламентской газете», что практически в каждом регионе, где строятся социальные объекты, реализация таких проектов идёт с нарушениями, а законопроект о едином госзаказчике в строительстве должен помочь решить эти проблемы. Он считает, что сенаторы поддержат это решение, «если всё это будет вести к удешевлению проектов, к сокращению сроков строительства и к уменьшению коррупции».
«Мы же видим практически в каждом регионе — там, где строится инфраструктура, особенно социальные объекты, реализация проектов затягивается, объекты не достраиваются или возводятся с нарушением сроков», — констатировал парламентарий.
Также сенатор заметил, что предварительно «надо посмотреть, кто будет руководить новой компанией», призванной стать единым госзаказчиком в строительстве. «Такому руководителю и его команде необходимо будет решать проблемы, которые копились годами в регионах и тормозили их развитие», — отметил Иван Абрамов.
В Правительстве рассчитывают на принятие закона о едином госзаказчике в строительстве до конца 2020 года, после этого на создание такой публично-правовой компании потребуется один-два месяца, заявил вице-премьер Марат Хуснуллин в интервью ТАСС 14 ноября.
Вице-премьер добавил, что единый госзаказчик должен появиться и в строительства транспортной инфраструктуры. «Мы считаем, что такой же заказчик централизованно должен появиться на базе транспортной инфраструктуры. Поэтому сейчас ведём работу по объединению транспортных объектов на базе компании Росавтодор», — приводит агентство слова Хуснуллина.
При реставрации строители будут слушаться учёных
При полной поддержке самой концепции законопроекта первый замглавы Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко между тем заявила о необходимости вывести из-под его действия помимо объектов обороны ещё и реставрационные работы, за которые отвечает сегодня Минкультуры. По логике ими должны заниматься именно учёные-профессионалы, а не строительные прорабы.
«Против этого категорически выступил съезд органов охраны, который недавно прошёл, и ведущие реставраторы страны, и общественные организации, — напомнила депутат. — На уровне Правительства мы получили обещание, что слияния реставрации и строительства не будет. Однако же в этом проекте закона предусмотрена передача полномочий заказчика работ по сохранению объектов культуры единому заказчику».
Реставрация памятников истории и культуры, отметила Драпеко, представляет собой научный процесс, «требующий индивидуального подхода к каждому объекту культурного наследия».
Никита Стасишин уточнил, что Минстрой не покушается на компетенции специалистов из Минкультуры, речь идёт лишь о технической стороне дела. Во всём остальном строители будут руководствоваться рекомендациями и указаниями реставраторов.
«Те, кто осуществляют государственную политику в области культурного наследия, контроля и архитектурного надзора — всё это останется, — пообещал замминистра. — Люди, руками которых проводят реставрационные работы — одни и те же. Ни в коем случае речь не идёт о том, что не будем слушать и пользоваться не то чтобы советами, а указаниями тех людей, которые разбираются в том, как производится реставрация, что такое наша история и культура, которую нужно сохранить и восстановить».