Болгарская авиакомпания разделила тяготы «ВИМ-авиа»
Заложниками ситуации стали российские и болгарские туристы, ожидающие возможность вернуться на Родину
Несколько дней подряд Bulgaria Air не могла справиться с транспортным коллапсом, вызванным неполадками одного из бортов компании и непогодой в Москве. По словам экспертов, одна из причин сбоя трафика — бремя спасения российских чартерных перевозок.
Кто ответит за коллапс?
После задержки более 20 рейсов Bulgaria Air Московская межрегиональная транспортная прокуратура начала по этому факту проверку. Надзорное ведомство в числе прочего выявило случаи, когда компания не предоставила гражданам необходимые по закону услуги. Последний такой эпизод, по данным ведомства, произошёл 4 июля, когда задержали два рейса из московского аэропорта Шереметьева.
- Наверное, болгары действуют так же, как и наши компании, — набирают столько рейсов, что не могут их полностью обеспечить, — полагает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Виталий Ефимов. — Теперь российские власти вынуждены заниматься этим вопросом — подключать ведомства, работать с посольством, находить возможности обмена билетов, чтобы туристов пересадить на наши рейсы.
Но авиакомпания-то чужая — в другое государство влезешь, это называется вмешательство.
Задержки на рейсах Bulgaria Air составили от двух до двадцати с лишним часов. На одном из рейсов направлявшиеся на Родину дети из спортивного лагеря ожидали вылета почти сутки. Помимо туристов, застрявших в Болгарии, были и не вылетевшие вовремя туристы из Москвы. Для большинства из них ситуация обернулась возвратом и обменом билетов, перебронированием отелей, в худшем случае отменой поездки.- Возможные санкции в отношении этой авиакомпании зависят от результатов прокурорской проверки, — считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин. — Пока ситуация не уладится, могу лишь рекомендовать воздержаться от пользования услугами Bulgaria Air. Если турист всё же попал в неприятную ситуацию, за возмещением необходимо обращаться в авиакомпанию, по вине которой произошла задержка или отмена рейса.
Парламентарий напомнил, что согласно Монреальской конвенции в случае задержки перевозчик обязан обеспечить пассажирам комфортное ожидание, включая питание и размещение в гостиницах, и компенсировать стоимость билетов в случае отказа авиакомпании выполнять перевозку. На международных рейсах в страны — участницы конвенции размер компенсации составляет в среднем от 400 до 600 евро, что, как правило, покрывает стоимость авиабилета по магистральным направлениям.
Что же касается санкций, то, по мнению сенатора, этот вопрос целиком лежит в компетенции исполнительной власти, а не законодательной. Между тем представители исполнительной власти напоминают, что Bulgaria Air — зарубежная компания и применить к ней санкции в рамках российской юрисдикции затруднительно.
- Тут нужно обращаться к болгарскому регулятору, Росавиация не отвечает за деятельность иностранных компаний, — констатирует советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский. — Да, были задержки, но сейчас ситуация уже выравнялась. Росавиация совместно с Ростуризмом и в тесном сотрудничестве с консульством Болгарии выработала ряд мер для того, чтобы эти задержки были нивелированы и пассажиры могли своевременно вылететь или вернуться на Родину.
В числе указанных мер перебронирование отелей туркомпаниями, обеспечение питанием и размещение в гостиницах. По аннулированным поездкам некоторым туристам возместили полную стоимость, и поток жалоб на невыполнение Bulgaria Air своих обязательств на сегодняшний день почти прекратился.
Бремя «ВИМ-авиа»
По словам опрошенных «Парламентской газетой» экспертов, поломка самолёта Bulgaria Air, погодные условия, осложнившие лётный трафик, и небольшая ёмкость аэропорта в Бургасе — существенные, но не первостепенные причины транспортного коллапса. Исток проблемы заключается в том, что болгарская авиакомпания взяла на себя чартерные перевозки обанкротившейся «ВИМ-авиа» и бремя спасения российских туристов в какой-то момент стало для неё неподъёмным.
- Туроператоры попросили, чтобы пассажиров тех чартерных рейсов, которые аннулировала «ВИМ-авиа», пересадили бы на регулярные рейсы иностранных авиакомпаний. И туроператоры пролоббировали возможность перевозки своих пассажиров регулярными рейсами болгарских и турецких авиакомпаний, — объяснил ситуацию пожелавший остаться неназванным чиновник, близкий к руководству Росавиации.
Впрочем, отраслевые эксперты полагают, что формула «кусок не по зубам» едва ли тут применима, потому что контракты авиакомпания брала под реально существующие ёмкости авиапарка.
- Никто никогда не может предсказать поломку одного самолёта или регламентные работы, которые необходимы для технологического обеспечения полётов, — говорит в пользу Bulgaria Air генеральный директор холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин. — Задержки бывают в любой компании, и если мы посмотрим на статистику Росавиации, которая теперь публикуется ежедневно, то мы увидим, что задержки свыше двух часов всё равно присутствуют на рынке.
По мнению Горина, ситуация стала в том числе следствием резкого оживления спроса на туристическом рынке как в отношении внутреннего туризма, так и внешнего. Дело в том, что два последних года были для отрасли очень тяжёлыми в связи с тем, что существенно сократилось количество туристических поездок. Годом ранее прекратила свою деятельность авиакомпания «Трансаэро», которая была чартерным перевозчиком. И авиакомпании, ориентированные на туризм, почти поголовно сокращали свои провозные ёмкости. А в нынешнем году они оказались недостаточно готовы к резкому увеличению своих мощностей.
- Те авиакомпании, которые сделали жёсткий контрактинг и претерпели нештатные ситуации в начале сезона, вынуждены были столкнуться с веерными задержками, как это произошло с «ВИМ-авиа», — объясняет Дмитрий Горин. — И ситуация с Bulgaria Air — это продолжение той же истории. Потому что из-за проблем «ВИМ-авиа» Минтранс в виде исключения пошёл навстречу Ростуризму, и туристическая отрасль сейчас имеет возможность использовать иностранные авиакомпании по дополнительным допускам, так как наших самолётов нам попросту не хватает.
По словам экспертов, российские туркомпании и надзорные ведомства со свой стороны сделали всё возможное для быстрого разрешения проблемной ситуации. Хотя лучше всего было бы её предусмотреть и по возможности предотвратить.
- Регулятор должен отслеживать ситуацию на рынке авиаперевозок, — убеждён депутат Виталий Ефимов. — Вот та же обанкротившаяся «Трансаэро» — это же была огромная компания! Что, нельзя было отследить, что она в преддефолтном состоянии? Можно же было! Но, по всей видимости, наши регулирующие органы этим не занимаются. Отчего-то у нас рынок либеральнее, чем в любой стране. Я вообще не знаю, где рынок более либеральный, чем в России.