Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Бизнесмену даст совет и писатель, и поэт

В России наведут порядок на рынке бизнес-тренеров

21.01.2022 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Бизнесмену даст совет и писатель, и поэт
  © pexels

По разным экспертным оценкам, сегодня в России работают более полумиллиона бизнес-тренеров. Больше половины из них — фрилансеры, которые не принадлежат ни к одной организации. А значит, их компетенции ничем не подтверждены, кроме их личных заявлений. Навести порядок решили в Минтруде, где подготовили профстандарт для таких специалистов. Документ опубликован на портале проектов нормативных актов 17 января.

Тренер в законе

По запросу «Найти бизнес-тренера в Москве» сайт поиска профессионалов «Профи.ру» выдаёт 934 предложения. Средняя цена услуги — от 6 тысяч рублей за занятие до 60 тысяч рублей за курс.

В целом эксперты оценивают рынок бизнес-тренерства, коучинга и менторства в России в 75-100 миллионов долларов ежегодно. Правда, пока это всего 2-3 процента мирового рынка. Но ситуация может измениться уже в ближайшее время, ведь наш рынок растёт на 20 процентов в год.

Первые тренинговые центры и тренеры-фрилансеры появились в России ещё 20 лет назад, напомнили в Минтруде. Сегодня в крупных компаниях организованы целые корпоративные университеты, где в формате тренингов обучают сотрудников. При этом требования к таким специалистам в России до сих пор не закреплены в законодательстве, отмечено в пояснительной записке к проекту профессионального стандарта «Специалист в сфере бизнес-обучения (бизнес-тренер)».

Сам по себе стандарт даёт очень многое для развития любой профессии. В особенности сравнительно новой, прокомментировал предложение Минтруда заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов (ЛДПР).

Станислав Наумов © Тимур Ханов/ПГ

«Процесс разработки стандарта позволяет понять исторические традиции, проблемы адаптации новой профессии, специальности к нашим отечественным особенностям. Стандартизация — это пример умного регулирования, точнее сорегулирования. Хороший профстандарт — это инструмент защиты прав потребителя соответствующей услуги», — сказал депутат «Парламентской газете».

Например, согласно документу, бизнес-тренер должен уметь подбирать учебно-методические материалы, управлять процессом обучения, давать слушателям практические задания, применять инструменты визуальной демонстрации информации, разрешать проблемные ситуации и так далее.

Коуч коучу — рознь

Введение профессионального стандарта бизнес-тренера — актуальная необходимость, сказала «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая. Задача — провести чёткую грань между компетентными консультациями и своего рода сектами, куда людей вовлекают, манипулируя их доверием, просто ради того, чтобы выманить деньги, отметила депутат.

Татьяна Буцкая © Игорь Самохвалов/ПГ

«Мы видим сегодня много различных схем, совершенно мошеннических, которые, прикрываясь понятием бизнес-тренера, просто засасывают людей в воронки обещаний невероятного счастья, богатства, успеха, — сказала депутат. — Люди отдают за это последние деньги, а в итоге не получают ничего».

Введение профстандарта бизнес-тренера будет полезно и для бизнеса, сказала «Парламентской газете» кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета Изумруд Керимова.

«При отсутствии профстандартов бизнес-тренером может стать любой желающий, умело использующий маркетинговые и рекламные технологии для своего продвижения в качестве ведущего тренингов. Нередко своей непрофессиональной деятельностью с непредсказуемыми результатами они наносят репутационный ущерб всей отрасли», — отметила педагог.

Наводить порядок надо и на рынке коучей — тренеров и консультантов, которые помогают решать проблемы в жизни или работе, достигать поставленных целей, считают эксперты. Такие специалисты стали особенно востребованы в пандемию, когда у многих людей резко повысилась тревожность из-за проблем на работе или в семье. В итоге многие задумались об изменениях в своей жизни, причём кардинальных.

Отбросить костыли

Коучи, которые помогают разобраться с жизненными целями, психологи, которые решают личностные проблемы, и даже фитнес-тренеры, без которых мы уже не можем сами похудеть, действительно плотно вошли в нашу жизнь. По результатам опроса ВЦИОМ в сентябре 2021 года, 45 процентов россиян слышали о тренингах. При этом 12 процентов из них лично участвовали в таких мероприятиях, а ещё у 17 процентов на тренингах обучались знакомые.

Самыми востребованными тренингами в последнее время, по данным ВЦИОМ, стали психологические — их посещали 12 процентов респондентов, а также по развитию лидерских качеств и бизнес-тренинги (7 и 6 процентов соответственно).

«Такие специалисты - как костыли, на которые в определённый момент жизни человеку просто необходимо опереться. И это хорошо, если человек попадает к профессионалу», — рассказала «Парламентской газете» руководитель Московской школы практической психологии Московского института психоанализа Гули Базарова.

При этом очень важно образование таких тренеров, коучей и психологов. Например, у психолога за плечами должны быть не просто курсы повышения квалификации, а минимум магистратура, поделилась своим мнением эксперт.

Горелкин рассказал, как нужно бороться с инфоцыганами

«Но в любом случае надо понимать, что работа с такими специалистами — это своего рода «начальный пинок»: победить лень, наметить цели, преодолеть обиду и так далее, — сказала Базарова. — Самый главный результат первых встреч со специалистом — это наметить движение вперёд, понять, что именно ограничивает развитие, и стать субъектом, принимающим решение за свою жизнь».

Не тренер, не психолог, не коуч, а только сам человек определяет траекторию своего развития, напомнила эксперт. Но, к сожалению, желание получить быстрый результат, мода на всякого рода консультантов, отсутствие индивидуального подхода к клиентам — всё это приводит не всегда к хорошим последствиям, отметила Гули Базарова.