Бизнес станут контролировать реже, но жёстче
В Госдуме готовится ко второму чтению законопроект о реформе системы госконтроля
Однако путь к его окончательному принятию, похоже, предстоит долгий и непростой — свой пакет поправок готовят сенаторы, которые получили десятки замечаний из 78 регионов страны. А некоторые депутаты и вовсе предлагают сузить действие нормативного акта, ограничившись лишь сферой бизнеса.
Внушительная, но не эффективная
О том, что существующая система государственного контроля даёт сбои, говорилось не раз. Будучи главой Счётной палаты РФ, Татьяна Голикова неоднократно подчёркивала: эффективность от работы проверяющих крайне низка, нарушений с фактическим причинением вреда выявляется не более двух процентов от общего объёма проверок. А проверками занимаются восемь министерств, 19 федеральных служб и пять федеральных агентств — внушительная армия чиновников!
По поручению главы государства закон по реформе госконтроля в Правительстве разрабатывали более трёх лет. Специалисты Минэкономразвития и эксперты Открытого правительства решили положить в основу реформы так называемый рискориентированный подход. Его суть — изменение понятия «эффективность проверок». Главным результатом становится не количество проверок или соблюдение их графика, не количество взимаемых штрафов за нарушения, а их профилактика и недопущение их повтора в будущем.
Для этого вводится новая формула плановых проверок. Она проста: объекты из категории «с высокими рисками» (то есть те, с которых сигналы о нарушениях приходят часто) проверять раз в год, «с низкими» — раз в пять лет. А те компании, которые вообще не допускают нарушений, освободить от плановых проверок.
Вторая новация, как пояснил замглавы Минэкономразвития Савва Шипов, — это акцент на профилактике нарушений, а не на количестве проведённых проверок.
По идее Минэкономразвития, Правительством должны быть утверждены некие индикаторы риска нарушений — если они, как говорят в министерстве, «выстреливают в «красную зону» (те нарушения, которые, например, несут угрозу для здоровья и жизни граждан), то на объект, где это произошло, идёт внеплановая проверка. Таким образом, в министерстве хотят переломить сценарий, когда в России после соответствующего призыва президента число плановых проверок сократилось, а вот количество внеплановых инспекторских визитов возросло, причём значительно. На это обратил внимание и Президент России Владимир Путин 1 марта в ходе Послания Федеральному Собранию. И поставил сроки - перейти на рискориентированный подход в сфере госконтроля надо в течение двух лет.
Не время для сомнений
Между тем в Совет Федерации поступили отклики из 78 регионов страны — на основании замечаний сенатор подготовил пакет из девяти поправок ко второму чтению законопроекта. «На сегодня у нас в стране очень много проверяющих, много видов контроля, которые дублируют друг друга. Субъекты Федерации прислали свои предложения о том, какие виды контроля можно регулировать на уровне региона, а какие - на федеральном уровне. Одна из наших задач - определиться с видами контроля и уполномоченными органами, которые за него ответственны», - сообщил парламентарий.
Заметим, что в Госдуме вокруг законопроекта сложилась уникальная ситуация: его соисполнителями стали шесть думских комитетов! Головным стал Комитет по Регламенту. Его председатель Ольга Савастьянова сказала, что депутаты поддержали документ лишь концептуально — у законодателей есть много принципиальных замечаний. «Прежде всего это расплывчатые формулировки - они не позволяют быть объективными, создают серьёзные риски. Очень много отсылочных норм, что также не даёт наметить показатели, которые должны быть достигнуты», - пояснила она.