Бизнес-мамы предложили рецепты помощи детям-инвалидам
В преддверии Дня матери женщины-предпринимательницы представили свои проекты в Совете Федерации
Образовательная программа «Мама-предприниматель», которую запустили семь лет назад, объединила больше 5,5 тысячи женщин и поспособствовала развитию больше трех тысяч проектов, рассказала вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова на встрече с выпускницами проекта 25 ноября. Участницы умудряются совместить заботу о семье с раскручиванием своего дела — от производства инклюзивных игрушек и наборов для творчества до изобретения «шагающего» колеса для инвалидных колясок и открытия детского сада для детей с особенностями развития.
Все началось с семьи
Программа «Мама-предприниматель» стала частью проекта по развитию женского предпринимательства, который курирует Совет Евразийского женского форума. Ведь форум — это не разовое мероприятие, которое проходит раз в три года, а постоянная системная работа, направленная на решение проблем внутри страны и развитие женской повестки, отмечала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Один из проектов посвятили именно женщинам, которым важно совмещать семью и бизнес. Его запустила «Опора России» при поддержке Совета Евразийского женского форума и Минэкономразвития. Программа включает в себя тренинги по основам предпринимательства и эффективного управления бизнесом, которые проводят тренеры и представители региональных структур поддержки малого предпринимательства.
Проект действует уже семь лет и за это время он объединил более 5,5 тысячи женщин, процитировала Галину Карелову пресс-служба Совета Федерации.
Участницами проекта стали в том числе женщины-профессионалы в своем деле, которым не хватало только навыков ведения бизнеса. Например, инженер Дарья Степура создала функциональное колесо, которое позволяет человеку на инвалидной коляске преодолевать лестницы и другие препятствия.
А началось все с того, что ее прабабушка сломала шейку бедра. «Чтобы она могла выходить за пределы квартиры, мы с сестрой переносили ее на руках: по-другому перемещаться по лестнице в подъезде было невозможно. Пандуса или лифта в доме не было», — рассказала Дарья.
Вместе с сестрой она стала изучать, как живут люди с инвалидностью, встречаться с семьями, где воспитывают детей с ДЦП. Так, если квартира находится в доме без лифта, мамам приходится сначала выносить на руках коляску, а затем ребенка.
Женщина убедилась, что ее разработка помогла бы многим, но встал вопрос: как продвинуть ее на рынок? Чтобы разобраться в том, как работает бизнес, и рассказать о своем проекте, она пришла в программу «Мама-предприниматель». «Благодаря обучению я стала чувствовать себя увереннее, знаю, как презентовать свое изобретение инвесторам, понимаю сроки окупаемости», — поделилась она своим опытом.
Сейчас она уже участвует в четырех социальных проектах, включая свой собственный — многофункциональное колесо с изменяемой геометрией, которое можно использовать на инвалидных креслах-колясках различного типа, — и воспитывает маленькую дочь, которую берет с собой на работу.
Другая выпускница программы Людмила Дымченко — мама двух детей, одного — с особенностями развития. С помощью проекта она открыла детский сад, где детям с речевыми диагнозами помогают начать говорить, а ребятам с аутизмом — социализироваться и адаптироваться к обществу. «Мамы просят принять ребенка, рассказывают, как детей выгоняют уже из третьего частного сада, а им нужно работать. Мы принимаем всех», — рассказала она. Еще один инклюзивный проект запустила Наталья Понина, начав производить и продавать специальные игрушки для «особенных» детей.
Каждой из мам-предпринимательниц пришлось преодолеть множество трудностей. Так, прежде чем наладить производство детских наборов для творчества, выпускница проекта Анна Бондарь столкнулась с перебоями поставок во время пандемии, отказами типографий и мастерских, которые не хотели брать в работу небольшие заказы, и даже пожаром на складе, который уничтожил запасы, предназначенные для продажи на маркетплейсе. Тем не менее сейчас она продолжает работать, а ее продукция была номинирована на национальную премию «Золотой медвежонок».
Среди других проектов, которые запустили участницы программы, — производство продуктов, одежды и мебели, жидкокристаллических дисплеев, создание программного обеспечения, перечислила Галина Карелова. Всего же, по ее словам, программа способствовала развитию более трех тысяч проектов.
Читайте также:
• Карелова рассказала о победе россиянок в конкурсе женских предпринимательских проектов АТЭС • Валентина Матвиенко: Женщины могут очень многое
В женской стратегии без предпринимательства не обойтись
За последние семь лет ситуация в сфере женского бизнеса изменилась, следует из исследования, проведенного Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опоры России» при поддержке Минэкономразвития. Так, индекс женской деловой активности, который показывает уровень благоприятствования деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России, вырос с 56,8 пункта в первом полугодии 2016 года до 69,8 в 2022 году. Правда, по сравнению с прошлым годом он чуть снизился — в 2021-м был 71,1.
Снизилось, хотя и осталось высоким, число женщин, которые затрудняются открыть собственный бизнес из-за отсутствия финансовых возможностей. Таковых было 94 процента в прошлом году и 74 процента — в этом. В то же время 52 процента респонденток ощутили на своем бизнесе негативный эффект от введения зарубежных санкций.
Тем не менее женское предпринимательство развивалось даже во время пандемии. Как рассказала Галина Карелова, в прошлом году 16 процентов предпринимательниц открыли новые направления в бизнесе.
Развитие этой сферы — одна из ключевых тем в повестке Евразийского женского форума, отметила вице-спикер. Так, проект «Развитие женского предпринимательства» включает в себя конкурсы, профильные исследования, образовательные тренинги и онлайн-марафоны.
Теме предпринимательства традиционно уделили особое внимание при разработке Стратегии действий в интересах женщин на 2023-2030 годы, добавила Галина Карелова. «В новом документе предусмотрены необходимые меры для создания условий развития коммерческой деятельности женщин, в том числе в высокотехнологичных областях, программ дополнительного профессионального образования», — рассказала она.
Свои предложения в Национальную стратегию действий в интересах женщин может отправить любой желающий на главной странице сайта Евразийского женского форума https://eawf.ru/.
Ещё материалы: Галина Карелова, Валентина Матвиенко