Без иномарок не останемся
Некоторые западные производители прекратили поставки автомобилей и комплектующих в Россию — как скоро найдется им замена?
Бежать в автосалон, когда стоимость некогда «бюджетного» Mercedes Е класса перевалила за 15 миллионов рублей, вряд ли уместно. Тем более что пока не понятно, как его потом обслуживать, ведь многие западные концерны заявили о приостановке деятельности в России. Опрошенные «Парламентской газетой» эксперты полагают, что ситуация с поставками комплектующих и готовых авто выправится в течение двух недель, когда компании из Китая, Кореи, Японии и Франции, оставшиеся верными прежним договоренностям, переориентируются на новые логистические цепочки. В то же время в Госдуме считают, что иностранные автогиганты ушли из России ненадолго, когда «все уляжется», все вернутся.
Кто ушел и почему
Ряд зарубежных автопроизводителей на днях сослались на геополитическую ситуацию и свернули дела в России. Помимо BMW, Mercedes, Volvo, Scania, приостановивших бизнес, о «заморозке» экспорта машин на российский рынок заявил американский концерн General Motors. Вслед за ними заявил об уходе Ford Motor Company. Volkswagen Group, объединяющая марки Volkswagen, Audi, Škoda, Bentley, Lamborghini, Ducati, также решила прекратить экспорт и приостановить производство в нашей стране до особого распоряжения.
«Фольксваген Груп Рус» производит в России автомобили Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo и Škoda Rapid на заводе в Калуге. Volkswagen Taos, Škoda Kodiaq, Škoda Karoq и Škoda Octavia производятся по полному циклу на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. О приостановке производства автомобилей в Санкт-Петербурге с 1 по 5 марта из-за перебоев в поставках автокомпонентов заявили в Hyundai.
В то же время BMW и Mercedes пообещали всем сотрудникам, работающим на совместных российских предприятиях, оплатить вынужденные простои. Toyota также приостановила производство в России, но сохранила рабочие места, отправив сотрудников по домам.
«Здесь проблема в разрыве логистических цепочек. Сейчас они выясняют, как сюда поставлять комплектующие для завода и готовые автомобили», — объяснил проблемы японской компании «Парламентской газете» независимый автоэксперт Антон Максимов.
Нужны новые подходы
В настоящее время BMW работает над решениями, позволяющими выполнять гарантийные обязательства перед клиентами в условиях ограниченных поставок запчастей. Там заверили, что сервисное обслуживание все равно будет продолжено с соблюдением всех стандартов BMW.
Volkswagen хотя и заявил об уходе, но имеющиеся обязательства должен также выполнять. «Насколько мне известно, сейчас Volkswagen закрывает то, что уже оплачено. 3 марта они построили новую логистическую цепочку, отправляют уже оплаченные автомобили морем, а не по земле», — уточнил Максимов.
Читайте также:
• Владимир Гутенёв: Западные санкции позволят нам обрести технологический суверенитет • Граждан и бизнес поддержат без проволочек • Почему русские не сдаются
При этом Hyundai, по его словам, останавливать производства в России не собирается. «Потому что поставки комплектующих в Россию идут из Китая. К тому же есть договоренность правительства Южной Кореи с США о том, что они выведут из-под санкций автопром и бытовую электронику и будут поставлять в Россию, потому что это потребительские товары и они не касаются государственных вопросов», — добавил эксперт.
Поставок новых автомобилей из Южной Кореи и Китая также следует ожидать, но прежде компании должны выстроить новые логистические цепочки, которые, возможно, станут длиннее. При этом следует понимать, что покупательная способность населения страны снизится из-за скачка курса доллара, к которому привязаны ценники на иностранные авто, отмечает Максимов.
«У населения просто нет денег, чтобы приобретать новые автомобили по заоблачным ценам. Для примера, вчера Mercedes Е класса в базовой версии и местной сборки в Солнечногорске стоил 15,9 миллиона рублей, а наш «Патриот» в люксовой комплектации стоит уже больше трех миллионов», — сказал автоэксперт.
Так или иначе, но те иностранные производители, которые остаются в России, в течение двух недель перестроят логистические цепочки. Как пояснил Максимов, французская Renaul «точно остается, а Citroën, Peugeot и Fiat пока еще не заявляли о прекращении производства в России и продаж своей продукции».
Однако и у них есть проблема в логистике. Ведь по земле доставить продукцию невозможно по понятным причинам, а новые фрахты кораблей, если они следуют в Россию, просто не дают судовладельцы. Остается, правда, транспортная компания FESCO, которая занимается перевозкой грузов из Китая, Кореи, Японии, США, стран СНГ и Европы в Россию, «но как там будет все складываться, сказать сложно».
В то же время глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов сомневается в полноценной замене немецкого и американского автопрома в России продукцией азиатских автопроизводителей. По его словам, прошлогодняя доля китайских автомобилей от всех продаж в нашей стране не превысила 10 процентов.
Что касается сервисного обслуживания заграничных авто, то, по мнению эксперта, часть просевших поставок по комплектующим компенсирует Китай, а часть — Арабские Эмираты, которые являются оптовой базой для многих производителей запчастей.
Кабмин присмотрит за рабочими местами
Ранее глава СПЧ Валерий Фадеев напомнил, что из-за массовой приостановки деятельности зарубежных компаний в России могут пострадать десятки тысяч российских граждан, которые теперь опасаются оказаться на улице без средств к существованию. «Это драматичный пример того, как западные санкции бьют по простым россиянам, не имеющим никакого отношения к большой политике», — заявил он в четверг, 3 марта.
Фадеев обратил внимание на позицию в этом вопросе компании IKEA, в магазинах которой также работает большое количество россиян. Им сообщили о приостановке работы пока на три, возможно, и на шесть месяцев, при этом компания сохраняет выплату зарплат и намерена создать фонд для поддержки сотрудников. Глава СПЧ призвал и другие зарубежные компании так же, по-человечески, отнестись к своим работникам из России.
К слову, такое поведение соответствовало бы и действующим законам. Ведь речь пока идет не о ликвидации совместных предприятий, а о временной приостановке производственных циклов и поставок.
«Если они ликвидируются, тогда есть процедура, когда работники получают соответствующие отступные. Поэтому просто так закрыть дверь и выбросить людей на улицу нельзя — не позволяет закон. И еще надо понимать, что в совместные предприятия вложены громадные деньги и очевидно, что когда схлынет вся эта санкционная пена и политические вводные немножко размоются, думаю, что ситуация поменяется», — отметил в интервью «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР).
Тем временем в Правительстве определили три варианта развития отношений с западными партнерами на фоне усиления санкционного давления. Здесь готовы принять меры по поддержке занятости в связи с уходом иностранных партнеров с рынка. Это следует из итогов встречи первого вице-премьера Андрея Белоусова с представителями бизнеса, которые приводит сайт кабмина.
Первый сценарий предполагает продолжение работы иностранной организации в России в полном объеме. Этот вариант учитывает стабильность поставок сырья и комплектующих и выполнение компанией обязательств перед сотрудниками.
В рамках второго варианта иностранные владельцы продают свою долю российским партнерам, исходя из того, что после смогут вернуться на рынок.
Третий путь — прекращение работы в России и увольнение сотрудников предполагает вмешательство властей. «В этом варианте мы будем вмешиваться через процедуру ускоренного банкротства, так как абсолютным приоритетом для нас является сохранение занятости и социальное благополучие наших граждан», — пояснил Белоусов.
При этом в кабмине подчеркнули нацеленность на конструктивный диалог с иностранным бизнесом, включающий взаимное соблюдение взятых обязательств.
Ещё материалы: Ярослав Нилов