Беспилотный автомобиль безопаснее блондинки за рулём
Как скоро информационные технологии проникнут в повседневную жизнь
Советник Президента РФ по Интернету Герман Клименко рассказал «Парламентской газете», когда IT-проекты прочно войдут в нашу экономику, госуправление и социальную сферу.
- Герман Сергеевич, почему так получилось, что программа «Цифровая экономика», утверждённая накануне премьером Медведевым, сократилась, по сравнению с тем проектом, что недавно показывали президенту, с восьми до пяти направлений?
- Когда в дамбе появляется дырочка, совершенно не важно, какого она размера. Это всего лишь вопрос времени, причём не самого большого, когда цифровая экономика сможет занять подобающую ей нишу. В этом плане любые программы, поправки или изменения, которые происходят в этой сфере, это движение вперёд.
К примеру, для меня важное значение имеет то, что Владимир Путин на днях подписал закон о телемедицине.
Это и есть элемент цифровой экономики.
- Однако раздел «Здравоохранение» из программы убрали. Как и «Умные города», и «Госуправление».
- Сложный вопрос, почему что-то выбросили, а что-то оставили. В принципе, в программе всё есть, чтобы все отрасли могли развиваться, двигаться в сторону цифровизации. Создаётся IT-среда, формируются инструменты, с помощью которых новые технологии будут интегрироваться в нашу жизнь. Как я уже сказал, у Минздрава теперь есть закон о телемедицине — этого пока достаточно.
- Как ускорить программу, которая рассчитана до 2024 года?
- Нам нужна виртуальная индустрия территорий опережающего развития, но не в классическом их понимании. Виртуальные ТОР могли бы наноситься на некоторые «лоскуты» территории, где прямо сейчас необходимо принятие каких-то решений. Ведь смысл территории опережающего развития в возможности изъятия в её пределах тех или иных пунктов и положений федеральных законов.
Например, если в законе о здравоохранении написано, что документ должен быть бумажным, то не существует вариантов пробного внедрения в клинике безбумажных технологий. Придёт к главврачу прокурор и всё поставит на место. Поэтому можно сделать так, чтобы виртуальная особая территория была в масштабах, например, городской клинической больницы.
Чтобы, к примеру, начать отлаживать работу беспилотных автомобилей в городских условиях, условия должны быть реальными, а не просто пустой испытательный полигон. Но для того чтобы пустить такой автомобиль на дороги страны, из Правил дорожного движения надо изъять понятие «водитель», под которым подразумевается человек. В противном случает робот доедет только до первого поста ГИБДД.
Цифровая экономика построена таким образом, что нужно обязательно двигаться вперёд.
Пока мы не научим беспилотные автомобили ездить в привычных для нас условиях, толку от освоенной технологии не будет. Любому современному человеку понятно, что сейчас робот, управляющий авто, в любом случае безопаснее блондинки за рулём, которая недавно прошла обучение.- Насколько реализуема идея виртуальных ТОР и не возникнет ли путаницы?
- У нас есть «Сколково», там такой подход работает. В любом случае этот вопрос нужно дополнительно обсуждать с Правительством и Минэкономразвития. Многое зависит от законодателей. Время работает против нас, поэтому либо мы найдём способ быстрого внедрения и легализации IT-проектов, либо мы проиграем эту гонку.