Бензин резко подскочил в цене, обещая не останавливаться на достигнутом
Парламентарии потребовали от ФАС обосновать подорожание моторного топлива и принять меры по стабилизации сложившейся ситуации
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Как стало известно «Парламентской газете», депутаты направляют запросы в Федеральную антимонопольную службу с просьбой объяснить ситуацию, сложившуюся с ценами на топливном рынке, и рассказать о планируемых мерах по стабилизации положения. В Совете Федерации, в свою очередь, планируют обсудить проблему на пленарном заседании 30 мая. По мнению сенаторов, исполнительные власти попросту не замечают признаков картельного сговора нефтяных компаний. Так что же происходит с ценами на бензин, почему они растут и как это остановить?
Движение вверх
Всю прошлую неделю ценники на российских заправках росли. В большинстве регионов стоимость бензина и дизтоплива преодолела «психологическую отметку» в 40 рублей. Как сообщали СМИ, в среднем по стране цена литра бензина марки АИ-92 выросла на 76 копеек, а марки АИ-95 — на 79 копеек. Подорожал и дизель — тоже на 79 копеек. На столичных заправках цена бензина подскочила ещё выше — на 88-90 копеек за литр, сообщили сегодня в Московской топливной ассоциации.
С 1 января акцизы на бензин увеличились на 6,4 процента, а на дизтопливо — на 8,4 процента. Тогда же и началось постепенное подорожание топлива. К сегодняшнему дню бензин подорожал на 4,7 процента, а дизель — на девять процентов, сообщил журналистам первый зампред Комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков. Для сравнения: по данным Федеральной антимонопольной службы, за весь 2017 год 92-й бензин подорожал на 9,53 процента, 95-й — на 7,2 процента, а дизель (летний) — на 5,47 процентов.
Как заметил в беседе с «Парламентской газетой» первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников, цены стремительно растут не только на бензин и дизтопливо, но и на авиационный керосин. Из-за этого дорожают авиаперевозки и вообще все товары, в стоимость которых заложены топливные расходы. Больше всего страдают аграрии, ведь начинается посевная кампания, сельхозтехника выходит в поля, а заправлять её становится всё накладнее. «Сельское хозяйство сегодня терпит колоссальные убытки», — возмущён сенатор.
«Ситуация крайне непонятная и неприятная. То, что произошло в последнее время с ценами не бензин, — это ненормально», — оценил положение первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских. В разговоре с «Парламентской газетой» он отметил, что не видит объективных причин для повышения цен.
Экспорт нам дороже?
Подъём акцизов — не единственная и далеко не главная причина сложившийся ситуации на российском рынке топлива. Основополагающим фактором стал рост цен на нефть. Из-за этого нефтяным компаниям стало выгоднее торговать на внешних рынках, сказали «Парламентской газете» сразу несколько парламентариев.
«Нефтяным компаниям на данный момент выгодно большую часть своей продукции отправлять на экспорт (чтобы получать большую прибыль — прим. ПГ), и меньшую часть оставлять на внутреннем рынке. А раз на внутреннем рынке остаётся меньшая часть, то при примерно том же спросе цена растёт», — пояснил первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров.
Учитывая «нездоровое» увлечение компаний экспортом, логично было бы ожидать жёстких шагов государства по его ограничению. Но в России действуют рыночные формы хозяйствования, из-за чего регулировать экспорт достаточно сложно, отметил сенатор. Впрочем, когда речь идёт о таких социально значимых товарах, как бензин, то государство не может стоять в стороне, согласился он.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов уже открыто призвал власти поставить барьеры топливному экспорту. «Чтобы бензин не дорожал, а дешевел, должны быть повышены экспортные пошлины на нефть и введены акцизы на экспортируемые нефтепродукты, прекращена частично или полностью практика возврата НДС экспортёрам (на сырьё и продукты первого передела)», — заявил он.
Скидка на акцизы не поможет
Ещё на прошлой неделе Правительство поручило Минфину до 28 мая подготовить законопроект о снижении акцизов на бензин. К слову, ФАС отстаивал эту идею ещё с апреля, направляя соответствующие письма в Минфин и Минэнерго. А сенаторы вообще с самого начала были против повышения акцизов, напомнил Сергей Калашников. По его мнению, шаг назад в этом вопросе уже не спасёт ситуацию: «Если даже сейчас акциз снизят, это никак не повлияет на снижение цен».
Кабмин пообещал, что скидка на дизельный акциз составит две тысячи рублей на тонну, а на бензин — три тысячи рублей за тонну. Для Правительства эта уступка выглядит серьёзной, ведь она лишит бюджет около 140 миллиардов рублей ожидаемых доходов. Но для обывателей экономия получится не такой существенной: стоимость горючего на заправках уменьшится не больше, чем на два-три рубля за литр. Кроме того, законопроект по снижению акцизов будет готов не раньше 1 июля, и до этого момента цены ещё будут расти и расти, прогнозируют эксперты.
Недоработка ФАС
Больше всего вопросов у парламентариев к Федеральной антимонопольной службе. Глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков уже направил в адрес этой службы и Минэнерго депутатский запрос с просьбой обосновать рост цен на бензин.
Он сообщил «Парламентской газете», что в своём обращении также просит рассказать о мерах, которые ведомства намерены предпринять для стабилизации рынка. На основе ответов из ФАС и Минэнерго депутаты «будут делать выводы», добавил он, говоря о возможных инициативах по урегулированию ситуации.
Налицо картельный сговор, который, к сожалению, наша антимонопольная служба не видит. И основное решение — это заставить ФАС выполнять свои прямые обязанности. Это чистой воды недостаток работы антимонопольной службы.
Ещё один депутатский запрос в скором времени придёт в ФАС от первого зампреда Комитета Госдумы по энергетике Игоря Ананских. «Нужно, чтобы антимонопольная служба вмешалась в ситуацию и затребовала необходимые документы от всех крупных игроков, чтобы разобраться, насколько обоснованно повышались цены в последние недели», — рассказал он «Парламентской газете».
Сенатор Сергей Калашников ставит вопрос к ФАС по-другому. По его мнению, причины роста цен вполне очевидны: «Налицо картельный сговор, который, к сожалению, наша антимонопольная служба не видит. И основное решение — это заставить ФАС выполнять свои прямые обязанности. Это чистой воды недостаток работы антимонопольной службы».
Парламентарии сообщили «Парламентской газете», что в ближайшее время проблема подорожания топлива будет поднята на уровне Совета Федерации. «Думаю, на пленарном заседании 30 мая этот вопрос уже будет обсуждаться», — предположил Сергей Калашников.
Ещё материалы: Анатолий Аксаков, Сергей Калашников, Игорь Ананских