Белые ночи и красная икра — креативным индустриям придумали новые точки роста
Размер выручки от предпринимательской деятельности на стыке бизнеса и творчества планируют увеличить до шести процентов ВВП
Сейчас, по оценкам разных ведомств, доля креативных индустрий во внутреннем валовом продукте России составляет от 3,5 до 4,7 процента. Довести этот показатель как минимум до шести процентов к 2030 году поручил президент. Новые точки роста искали 29 мая на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике. Например, ими могут стать северные белые ночи или дальневосточная икра.
Лучше Чебурашки
По словам члена профильного комитета Совфеда Эдуарда Исакова, который выступил модератором мероприятия, до 80 процентов одежды, продуктов и товаров, которыми россияне пользуются ежедневно, раньше были импортными. Теперь им на смену приходят отечественные бренды: «Необходимо найти здесь и место для применения креативных индустрий и их продуктов. Для этого в том числе нужно ответить на вопрос: есть ли у нас что классное, кроме Чебурашки?».
По поручению президента долю креативных индустрий в ВВП страны к 2030 году нужно увеличить до шести процентов, напомнил Исаков. Пока же, по оценкам разных ведомств, она составляет от 3,5 до 4,7 процента.
От Арктики до Дальнего Востока
Сейчас более 40 процентов креативщиков живут и работают в Москве и Санкт-Петербурге, рассказала директор центра по развитию креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде. Еще чуть более 13 процентов сконцентрированы в других городах-миллионниках. Поэтому надо активнее развивать креативные индустрии в регионах, считает эксперт: «Для этого важно использовать имеющийся там ресурсный потенциал».
Например, можно перенести съемки некоторых фильмов на Север, где, как известно, полгода день, а полгода ночь, что позволяет не останавливать кинопроцесс 24/7. И такой опыт уже есть в отдельных регионах, отметила Черкес-заде.
Другой вектор — разворот на Восток, считает она. Например, Дальнему Востоку нужно развивать бренды, которые будут востребованы ближайшими азиатскими странами. «В первую очередь это касается рыбы и красной икры, которыми славится регион», — отметила представитель АСИ.
Креативные индустрии также могут способствовать продвижению товаров, считает эксперт: «Стоимость воды, как известно, зависит не только от ее качества, но в значительной степени от упаковки». Это одна из сфер, где точно найдется место для применения креативных индустрий.
Бальзаминовские ряды и исконные промыслы
Сенатор от Владимирской области Андрей Шохин рассказал о предстоящем праздновании тысячелетия Суздаля: «У нас есть замечательные суздальские торговые ряды, знакомые каждому россиянину по фильму «Женитьба Бальзаминова». Это одна из визитных карточек Суздаля и место для применения креативных индустрий в самых разных формах».
А заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Елена Шумакова отметила, что креативные индустрии уже помогают сохранять исконные промыслы региона, интегрируя их в современные продукты, что делает их более востребованными на рынке.
Налоговые льготы и специальные кластеры
Участники совещания также поддержали законопроект о креативных индустриях, который сейчас готовится ко второму чтению в Госдуме. Документ дает определение таких индустрий, а также устанавливает поддержку занятых в них. Например, это получение во владение или пользование земельных участков и зданий, налоговые льготы, создание условий для подготовки кадров.
Еще одна новелла законопроекта — создание креативных кластеров, специальных территорий с льготными условиями для ведения такой деятельности.
Читайте также:
• Минпромторг: Народные промыслы способствуют развитию российского дизайна
Ещё материалы: Эдуард Исаков , Андрей Шохин