Байкальский омуль и вина Крыма станут региональными брендами
Российским производителям будет проще зарегистрировать свои торговые марки
В гражданском законодательстве появится новый объект интеллектуальных прав — «географические указания», они же региональные бренды. Зарегистрировать их можно будет, если в данной местности находится хотя бы одна важная стадия производства товара. Закон, который способствует продвижению отечественной продукции и охраняет её от подделок, одобрили сенаторы на пленарном заседании палаты 23 июля. До этого над ним больше года трудилась межведомственная рабочая группа.
Чем уникальна Белёвская пастила
Инициатива популяризации и защиты региональных брендов принадлежит палате регионов. Проект закона был разработан по итогам Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации, который состоялся в конце 2017 года. Именно тогда было решено продвигать «визитные карточки» субъектов и зарегистрировать их в соответствии с международными стандартами.
Согласно мировой практике, одним из действенных правовых механизмов является использование такого средства идентификации, как «наименование места происхождения товара (НМПТ). Именно наличие НМПТ на этикетке вина, сыра и других продуктов гарантирует потребителю особые, зачастую неповторимые свойства товара. Многие из них, например, «вологодское масло», «белёвская пастила» или «башкирский мёд», известны за пределами России больше ста лет. Объединяет эти бренды и то, что все стадии производства осуществляются в одном месте и именно это определяет уникальные средства товара. Так, белёвскую пастилу делают в конкретном регионе из выросших в этой местности яблок.
Однако далеко не все российские производители могли зарегистрировать объект интеллектуальной собственности по правилам. К тому моменту, как сенаторы начали работать над законопроектом, статус НМПТ получили всего около 150 российских товаров.
Проанализировав международную практику, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации во главе со спикером палаты регионов Валентиной Матвиенко разработали закон, который вводит новый объект правовой охраны — географическое указание. Этот новый вид идентификации объекта интеллектуальной собственности будет служить средством индивидуализации товара наравне с уже существующим сегодня «наименованием места происхождения товара», но зарегистрировать его будет намного проще.
«Если для регистрации бренда по НМПТ требуется, чтобы все стадии производства были на одной территории, то для того, чтобы зарегистрировать товар по географическому наименованию, достаточно, чтобы одна важная стадия производства размещалась на территории данного субъекта», — объяснила разницу один из авторов закона, сенатор Лилия Гумерова. Таким образом, и вина Крыма, которые делаются на полуострове, но могут разливаться в другом регионе, и байкальский омуль, выловленный в знаменитом озере, но подготовленный для продажи в соседнем субъекте, будут защищены от подделок.
Ещё одно отличие «географического наименования» от НМПТ — заключения на товары станут выдавать не федеральные министерства, а местные власти.
Согласно закону, доработанному с учётом предложений Правительства, Общероссийской организации «Опора России», Ассоциации виноградарей и виноделов и других общественных объединений, к окончательному чтению в документ были внесены и другие важные поправки. Так, зарегистрировать бренд смогут граждане, юридические лица, ассоциации и союзы. Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки, этот срок может быть продлён по заявлению правообладателя на следующие 10-летние периоды.
Кроме того, авторы разработали механизм досрочного отзыва статуса регионального бренда, в случае систематического нарушения производства, хранения и транспортировки товара.
Что даст закон виноделам
«Это — фундаментальный закон, по сути, новый вид интеллектуальных прав. Он очень важный и нужный для отечественных производителей», — отметила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и выразила надежду, что все губернаторы оценят важность этой инициативы.
По мнению сенаторов, с принятием закона, синхронизированного с нормами отраслевого законодательства в области виноделия, новые перспективы открываются в том числе и перед представителями этой отрасли. Он позволит отечественным виноделам показать «товар лицом» и может стать важным источником пополнения бюджетов субъектов Федерации.
«Мы полностью входим в международное правовое поле, то есть даём нашим отечественным товаропроизводителям возможность получить охрану и продвигать свои товары, в том числе на международном уровне», — резюмировала Лилия Гумерова.
Ещё материалы: Валентина Матвиенко, Лилия Гумерова