Все о пенсиях в России

вчераМинимальный коэффициент для выхода на пенсию в 2025 году составит 30 единиц

12.11.2024Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 году составит 22,5 года

11.11.2024Воспитателям частных детсадов нужно предоставить право на досрочную пенсию

Банкирам хотят запретить ставить галочки за клиентов

Центробанк предлагает установить правила оформления кредитов онлайн

15.11.2023 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Банкирам хотят запретить ставить галочки за клиентов
  © freepik.com

Банки не должны путать клиентов мудреными фразами, а напротив, писать условия в договоре понятным простым языком, независимо от способа оформления кредита — дистанционно или в офисе. При этом у клиентов должна быть возможность отказаться в онлайн-формате как от кредита, так и от дополнительных услуг, используя кнопку, размещенную на видном месте в соответствующем разделе мобильного приложения или в личном кабинете на сайте кредитора. Об этом сообщает Центробанк в докладе, посвященном регулированию дистанционных каналов продаж финансовых услуг. «Парламентская газета» выясняла, насколько эффективны эти меры борьбы с недобросовестными практиками.

Как вводят в заблуждение

Согласно опросу ЦБ банковских клиентов, 42 процента кредиторов при заключении договора акцентировали внимание на минимальной ставке по кредиту, хотя его условиями было предусмотрено несколько ставок, а  67 процентов респондентов заявили о том, что банки навязывали им дополнительные платные услуги. По итогам проведенного опроса регулятор сделал вывод, что большинство потребителей остались в той или иной степени не удовлетворены продуктом, не получили полной информации об условиях кредита. Недовольство россияне также выразили и окончательной процентной ставкой, так как на этапе оформления займа, в рекламе, в предодобренной заявке фигурировали более привлекательные условия.

Проведенное исследование позволило ЦБ сделать вывод о наличии системных недостатков в бизнес-процессах оформления онлайн-кредитов, которые ведут к нарушению прав потребителей. К наиболее распространенным относят проставленные кредитором за потребителя галочки о согласии с теми или иными условиями, по умолчанию включающими в сумму кредита стоимость дополнительных услуг. При этом отказаться от навязанных условий непросто. Для этого потребителю необходимо совершить ряд действий, чтобы отключить автоматически проставленные кредитором согласия.

Кроме того, нередко кредиторы заранее ставят отметки в отдельных пунктах, для снятия которых клиенту приходится открыть соответствующий документ, приводит ЦБ пример в докладе. А бывает, что заемщик, когда снимает отметку о согласии с теми или иными условиями или услугами, потом не может технически продолжить оформление кредита. Либо заемщик вообще не может убрать автоматически проставленную кредитором отметку о согласии с отдельными условиями и услугами. В обоих случаях клиент сталкивается с выбором: продолжить оформлять кредит на предложенных банком условиях либо отказаться от затеи.

ЦБ отмечает и такие уловки, когда в процессе оформления договора онлайн кредитор предлагает нажать кнопку «продолжить» и тем самым подтвердить целый блок согласий.

© Игорь Самохвалов/ПГ

Это нужно искоренять

По мнению финансового аналитика Михаила Беляева, околожульнические методы работы отдельных кредитных организаций, как правило, небольших или средних, не только наносят урон потребителям, но и подрывают доверие к банковской системе. Есть и еще один неприятный момент: видя безнаказанность коллег по цеху, банкиры начинают перенимать сомнительные практики. Поэтому их необходимо своевременно пресекать, убежден эксперт.

В Госдуме придерживаются схожей точки зрения, стараясь оперативно совершенствовать регулирование финансовой системы. Так, 23 октября вступил в силу закон, корректирующий порядок расчета полной стоимости кредита и обязывающий банки информировать о максимальной сумме платежей, напомнил «Парламентской газете» один из авторов закона, глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. По его словам, это должно уберечь заемщиков от переплат и сюрпризов, обозначенных мелким шрифтом.

Госдума приняла закон о повышении военных пенсий в 2024 году

Кроме того, закон учел и другие нюансы: мелкий шрифт, обычно располагающийся в конце договора и содержащий не очень привлекательные дополнительные условия, а также короткий «период охлаждения», за который можно отказаться от дополнительных услуг. «Мы постарались максимально упростить и улучшить получение полной информации о предоставлении кредитного продукта. То, что это наведет порядок на рынке — сто процентов. Больше граждан получат максимальную информацию о продукте и подойдут к взятию кредита более ответственно», — подчеркнул Аксаков.

Банк России в докладе предлагает свои меры для устранения недобросовестных практик, в том числе запретить кредиторам проставлять за потребителя финуслуг любые отметки, которыми выражается его воля или делается выбор. Также регулятор считает, что нужно упразднить заполнение банкирами полей с параметрами кредита — суммы, срока займа, а также информации о доходе заемщика.

В то же время банки не должны путать клиентов слишком заумными словами, а напротив, записать условия в договоре понятным простым языком, независимо от способа оформления кредита — дистанционно или в офисе. Для этого ЦБ предлагает запретить использовать формулировки, вводящие в заблуждение.

При этом у банковских клиентов должна быть возможность отказаться в онлайн-формате как от кредита, так и от допуслуг, используя соответствующую кнопку, «размещенную на видном месте в соответствующем разделе мобильного приложения или в личном кабинете на сайте кредитора».

Читайте также:

• Депутаты порекомендуют Центробанку побыстрее снизить ключевую ставку