Банкам хотят вменить в обязанность записывать и хранить разговоры с должниками
Кроме того, судебные приставы могут получить право контролировать организации, которые одновременно выдают кредиты и взыскивают просроченные платежи
Тема: Пленарное заседание Госдумы 6 декабря 2022 года
Законопроект: № 190070-8
Все банки и финансовые организации, которые занимаются возвратом задолженностей, предложено передать под контроль Федеральной службы судебных приставов наравне с профессиональными коллекторскими организациями. Кроме того, они смогут связываться с клиентами, которые не погашают кредит, через госуслуги. А все разговоры и сообщения надо будет записывать и сохранять в течение трех лет. Законопроект с такими нормами Госдума приняла в первом чтении 6 декабря.
Банковские коллекторы без присмотра
Сейчас Федеральная служба судебных приставов (ФССП) должна следить, не нарушают ли коллекторы закон о защите прав физлиц при возврате просроченной задолженности. Например, можно пожаловаться, если коллектор звонит чаще двух раз в неделю, беспокоит родных и соседей. Но такой контроль распространяется только на профессиональные коллекторские организации, главная задача которых — взыскивать долги. А когда этим занимаются в подразделениях банков и микрофинасовых компаний, за этим никто не следит, сказал на заседании Госдумы статс-секретарь — замминистра юстиции Андрей Логинов. По его словам, среди жалоб, которые поступают от должников на незаконные действия коллекторов, только 20 процентов приходится на профильные организации, а 80 — именно на коллекторские службы банков и микрофинансовых организаций.
Законопроект предполагает, что ФССП будет контролировать также компании, которые сами выдают кредиты и занимаются возвратом долгов. Кроме 400 коллекторских организаций, под надзором окажутся 400 кредитных и 1400 микрофинансовых, сказал Логинов. Их внесут в специальный перечень, который опубликуют на сайте службы.
По предлагаемым правилам банки и микрофинансовые организации будут также обязаны записывать все текстовые, голосовые и любые другие сообщения, которыми они обмениваются с должниками, и хранить их три года. Чтобы получить право взыскивать долги, им нужно будет отправить в Федеральную службу судебных приставов уведомление и копии документов, подтверждающих, что у них есть необходимое оборудование и программное обеспечение, чтобы хранить информацию. По словам Логинова, клиенты банков смогут отказаться от того, чтобы записи разговоров с ними хранили.
Безопасность пока под вопросом
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Константин Бахарев отметил, что в комитете одобрили концепцию законопроекта, но к нему остались вопросы. Например, ФССП еще не подготовила проект требований к оборудованию, с помощью которого будут записывать и хранить информацию, связанную с взысканием долгов, так что пока непонятно, насколько они будут соответствовать существующим правилам обеспечения конфиденциальности и безопасности персональных данных клиентов банков. Поэтому комитет решил создать рабочую группу, чтобы обсудить доработку законопроекта ко второму чтению.
Возникли вопросы и к самой концепции. Вряд ли обязанность записывать звонки поможет кардинально изменить ситуацию, так как микрофинансовые организации сложно поймать на использовании запрещенных методов, считает депутат Сергей Леонов. «Сегодня они запишут разговор, а завтра нет. Как это доказать?» — сказал он. По его словам, ЛДПР продолжит настаивать, чтобы в России полностью запретили коллекторов и передали все полномочия взыскивать долги Федеральной службе судебных приставов.
Бахарев не согласился с таким подходом. По его словам, банки в основном взаимодействуют с должниками, чтобы вернуть их в график платежей, в том числе уменьшив ежемесячные выплаты одновременно с увеличением срока погашения. А приставы включаются, только когда уже есть судебное решение о принудительном взыскании долга. Полный запрет коллекторов приведет к тому, что все дела о задолженностях станут передавать в суд, считает депутат.
Читайте также:
• Россиян предупредили о рисках при оформлении рассрочки и кредитов • О чем банки обязаны информировать граждан
Ваш звонок очень важен для нас
Кроме того, законопроект расширяет список вариантов, как коллектор может связаться с должником. Сейчас их четыре — лично, по телефону, почтой либо с помощью электронных сообщений. Теперь вместо личных разговоров можно будет использовать и «автоматизированного интеллектуального агента» — по сути, робота, который умеет распознавать речь и поддерживать сценарий разговора в зависимости от ответов собеседника. Хотят разрешить взаимодействовать с должниками и через портал госуслуг. Но по одному и тому же вопросу можно будет отправлять не больше двух сообщений в месяц.
Стоит иметь в виду, что в соглашении между кредитной организацией и клиентом могут быть указаны дополнительные способы взаимодействия, которых нет в законе. Так что стоит внимательно изучить проект договора, чтобы не подписаться на дополнительное общение с коллектором.
Правда, от него можно отказаться и после подписания соглашения. И если раньше это можно было сделать только через нотариуса или заказным письмом, то по законопроекту будет достаточно отправить письмо на электронную почту кредитора.
Ещё материалы: Сергей Леонов , Константин Бахарев